- Быть педагогом научно-технического направления - особая миссия, - считает она. - Дети ведь бегут в кружки и секции не из-за боязни двоек в дневнике и вызовов родителей. Их притягивают душевное тепло, мастерство и талант. Им интересно рядом с тем человеком, которому есть что сказать. Они каждый день «проверяют» его, просят совета, испытывают его в деле... Тут без профессиональной состоятельности никак. Быть интересным постоянно - не каждый согласится работать в таких условиях. Что ж удивляться, когда для многих ребят «дополнительное увлечение» становится главным на всю жизнь. Лучше, чем юные техники, никто не готов к практической работе. Не случайно в советское время их без экзаменов принимали в солидные столичные вузы: из юных техников вырастают настоящие профессионалы, искренне любящие свою работу, инженеры и компьютерщики, моряки и летчики, водители и токари, которые так необходимы стране.
Учительница начальных классов и группы продленного дня с двадцатилетним стажем работы попала в дополнительное образование неожиданно для себя - в 1976 году ее пригласил Владимир Ахкамович Горский, директор Центральной станции юных техников, всегда отличавшийся умением видеть «неограненные алмазы». Предложил должности методиста и руководителя кружка начального моделирования. И кончилась школа - начался вихрь: без отпуска, почти без выходных, командировки от Калининграда до Владивостока. Организовывала соревнования, проводила слеты. Оказалось, это ее жизнь. Первую командировку запомнила на всю жизнь. Впервые летела самолетом, что было не самое страшное. Но рядом, на соседнем кресле, устроилась Любовь Кузьминична Балясная, заместитель министра просвещения СССР.
- Тряслась всю дорогу, - смеется Маргарита Константиновна. - Боялась познакомиться: кто я, кто она?!
Оказалось, впрочем, что люди, владеющие языком любви к детям, друг друга понимают с полуслова. Именно на региональных и всероссийских семинарах, конкурсах, соревнованиях, выставках, научно-практических конференциях, профильных сменах юных техников в детских оздоровительных лагерях Маргарита Константиновна увидела потрясающих руководителей учреждений дополнительного образования и удивительных в своей любознательности детей.
- В 1977 году Министерство просвещения впервые провело в лагере «Орленок» Всероссийский праздник творчества. Дети со всей страны, певцы, танцоры, спортсмены, юные техники - просто феерия талантов. Еще раз убедилась, что не зря пришла сюда работать, - рассказывает она. - Началась работа и с комсомолом, ДОСААФ, Всесоюзным обществом изобретателей и рационализаторов. Все вместе проводили соревнования по техническим видам спорта. Конкурс «Космос», который организовывали ЦЮТ, журнал «Моделист-конструктор» при поддержке ЦК ВЛКСМ и Малой академии образования, который проходил на ВДНХ, - это было нечто грандиозное. Выставка работ, встречи с космонавтами, поездки в Звездный городок. А Всесоюзная неделя науки и техники! Такое не забывается ни юными техниками, ни взрослыми.
Четверть века Комарова руководила отделом технических видов спорта Федерального центра технического творчества учащихся Министерства образования России, считая своим долгом не только находить, но и поддерживать талантливых педагогов дополнительного образования по всей стране. Доброта, отзывчивость, знание психологии ребенка притягивали к ней ребят. В течение многих лет Маргарита Константиновна активно работала в составе жюри Всероссийского конкурса педагогов «Сердце отдаю детям», справедливым и доброжелательным судейством вселяя уверенность и оптимизм в его участников. Ей трудно было быть суровой и беспристрастной - все занятия казались интересными, а конкурсанты - не­обыкновенными. И по сей день она дружит с руководителями учреждений технического профиля, выпускниками и ветеранами системы.
- Этот профессиональный конкурс придумал Алексей Константинович Бруднов, долгое время возглавлявший в министерстве наше управление, - рассказывает Маргарита Константиновна. - Трудно найти название конкурсу, которое бы так метко отражало суть работы «дополнительных педагогов». Эти люди действительно отдают свои сердца детям, иначе в нашей профессии нельзя. Убежденность и целеустремленность Алексея Константиновича Бруднова способствовали сохранению системы дополнительного образования детей в нашей стране. В конце 80‑х - начале 90‑х годов, когда началось коренное реформирование образования, это было сделать непросто. Благодаря по-настоящему государственному мышлению и гражданским качествам он отстоял вне­школь­ные учреждения, способствовал расширению их сети и дал мощный импульс развитию дополнительного образования на качественно новом уровне.
У Бруднова Маргарита Константиновна, по ее мнению, и научилась способности не только находить талантливых людей, но и направлять их энергию на совершенствование системы дополнительного образования. Она умеет слушать и выискивать в каждом предложении рациональное зерно, не боясь отстаивать даже самые «сумасшедшие» идеи, если они на пользу детям.
- В 1981 году была принята комплексная программа развития технического творчества школьников, - вспоминает она. - Стали открываться новые учреждения, клубы юных техников, проводиться выставки с ВДНХ и ВОИР, строиться совместно с ДОСААФ плоскостные сооружения - картодромы и кордодромы. Ребята участвовали и во всесоюзных, и в международных соревнованиях, которые проводились ежегодно по семи видам технического спорта. Привозили медали - такие же золотые, как и в большом спорте. И все это на фоне общего недофинансирования. Помогали общественные организации. Все понимали, что юные техники - это будущие рабочие, инженеры, техники, летчики.
В 1981 году в «Орленке» прошла первая смена юных техников, на которую слетелись со всей России больше тысячи школьников вместе со своими руководителями. Дети соревновались, педагоги учились. Но это была только репетиция. В 1987 году ЦК ВЛКСМ предложил провести международные пионерские игры по техническим видам творчества. Специально к этому мероприятию стали строиться сооружения для картов, авиа- и автомоделей. Приехали команды из 55 городов России, всех союзных республик, из 7 стран. Во главе каждой были знаменитые спортсмены, тренеры, рекордсмены.
- Это был настоящий праздник дружбы, - вспоминает Маргарита Константиновна. - Россия победила. Сразу возрос интерес к СССР. А после этого резко увеличилось число участников на российских соревнованиях. В кружках и объединениях работали квалифицированные педагоги, имеющие высшее образование, чаще техническое. Поэтому школьников с детства приучали к труду, самостоятельности, а на примере ветеранов, лучших спортсменов, космонавтов воспитывали патриотов, показывали, к чему стремиться.
Потом пошли смены юных техников в «Артеке», «Океане»… А после 1994 года все закончилось. Комсомола не стало, ДОСААФ упразднили, ВОИР ушел на китайский рынок. Пытались проводить смены в Ейске, Анапе, но уже на порядок ниже по уровню. Станции стали закрываться, в лучшем случае объединяться с другими учреждениями, получались какие-то монстры. И все это называлось оптимизацией. Отдушину Маргарита Константиновна нашла в Омске - стала главным и практически незаменимым судьей слета «Академия технического творчества», который затеяли заслуженные учителя России, директор Омской областной станции юных техников Александр Семенович Курнев и председатель областного профсоюза работников образования Александр Емельянович Шрам в 1991 году, что было практически невероятно - лагеря закрывались, денег не было совсем. Много лет академии, подобной Омской, включающей в свою программу финальные областные соревнования юных техников по нескольким видам спорта, позволяющей не только показать мастерство и вдоволь потренироваться, но и получить заряд здоровья, в России больше не было нигде. И Маргарита Константиновна, даже уже выйдя на пенсию, каждое лето сама себя ссылала в Сибирь - помочь, поддержать.
- Сейчас ситуация меняется, - говорит она. - Слава Богу, опомнились, вроде начали думать, что нужно России: умные, технически грамотные дети. Но опять же перекос в робототехнику. А где авиа-, судо-, автомоделисты, ракетостроители, автомобилисты, радисты? Ведь именно они будущее России. Сейчас стали говорить о создании системы дополнительного образования. Нет, не создавать ее нужно, а воссоздавать - ту, которую создал Алексей Константинович Бруднов. Без основного образования, конечно, не обойтись, но настоящую свободу творчества детям дает образование дополнительное. Трудно только теперь найти педагогические кадры - к сожалению, ветераны ушли, а новое поколение не появилось, - считает она.
Маргарита Константиновна Комарова, один из ведущих экспертов в области технического творчества учащихся не только на территории России, но и в странах бывшего Советского Союза, и сегодня продолжает участвовать в развитии технического творчества учащихся России, деятельности федеральных экспериментальных площадок. Ведь бывших юных техников не бывает - отдавая сердца детям, они навсегда остаются юными.

Омск