Глава семьи спился, его жена работает продавцом в магазине, сын видит наркотические сны. Никто из них не общается друг с другом, каждый живет сам по себе и старается ничего не вспоминать. Их воссоединение начнется волевым решением бизнесмена, который хочет ублажить своих высокопоставленных друзей погружением в мир общей студенческой юности. Именно в «Утопию», дешевый кабак напротив университета, по замыслу драматурга, сбегали с лекций в пьесе Дурненкова и столичный градоначальник, и его свита. Бизнесмен Кирилл, которого играет Андрей Соколов, находит призраки прошлого - владельцев «Утопии» - и машет купюрами перед их застывшими лицами, заставляя со скрипом завертеться ржавый аттракцион «Время, назад». Дьявольское искушение режиссировать жизнь приводит к краху.
Конечно, ничего не получится. Конечно, все сгорит в огне. Нельзя возвращаться в места, где ты был счастлив. Их уже нет. Осталась лишь память…
Технически «призракам» пришлось сильно расстараться, чтобы выполнить замысел режиссера. Полтора часа актеры передвигались по сцене лежа, упираясь спиной в тележки и руками в пол. Над ними под углом висело огромное зеркало, в котором зритель видел отражения героев, как бы парящих в воздухе. Мысль понятна: герои не ходят по земле, потому что почти не живут. Блестяще справились с задачей «повиснуть в воздухе» и актриса Ольга Белинская, сыгравшая Надю, и оба ее партнера - сын Юра, которого играл Владислав Долженков, муж Леха в исполнении Леонида Тимцуника. Прямохождением занимался только Кирилл в исполнении Андрея Соколова, который любил слушать слоган из двух слов: «Ты главный! Ты главный!»
Спектакль «нарисовала» лауреат «Золотой маски» Ксения Перетрухина, находчиво подвесив своих героев на огромное сухое дерево. Это и засохшее древо жизни, и древо познания, от которого бедная Ева - Надя (Ольга Белинская) уже откусила горький плод очевидной истины - счастье не сыграешь на бис, жизнь нельзя повторить, в одну реку не входят дважды...
Исполнитель роли Кирилла актер театра и кино Андрей Соколов рассказал о спектакле.
- Как вы думаете, возможны ли возвращение в прошлое и проигрыш дубликата счастья?
- Вы знаете, как ни странно, многие из нас живут именно прошлым, потому что понять, что сегодняшний день больше никогда не повторится, и принять это достаточно сложно. Мы все надеемся на завтрашний день и все вспоминаем о прошлом как о лучшем, что было в нашей жизни. Встречаясь с друзьями, мы вспоминаем какие-то моменты нашей жизни с ностальгией. Хотя в момент их проживания никакого умиления они не вызывали. И чем старше становится человек, тем больше он живет прошлым. Если, конечно, он не смог воспитать в себе понимание, что сегодняшний день - лучший в нашей жизни. Есть ли возможность возвращения в прошлое? Есть такая замечательная строка из песни: «Не возвращайтесь к былым возлюбленным, былых возлюбленных на свете нет».
- Когда вы работали над ролью, вам приходилось в себе сознательно культивировать жестокость?
- Актерская профессия в том и заключается, чтобы из искорки разжечь огонь. В любом человеке есть все. И жестокость, и патологическая доброта. И мы сами не знаем порой, как мы себя проявим в той или иной ситуации. Способность вытащить то или иное из качеств своей личности и довести до абсурда - это часть нашей профессии. Примерять на себя чужие костюмы всегда интересно.
- Ваш герой, придя в семью несчастных людей как покупатель их услуг, к финалу становится членом их семьи. Так бывает в жизни - мы начинаем отношения с целью использовать, а потом прорастаем в людей…
- Кирилл из той же среды. Просто ему удалось подняться. И он приходит не просто, чтобы их купить, а попробовать оказаться в прошлом. Он абсолютный одиночка. Если бы у него в семье было все в порядке, он бы к ним не пошел. Ему просто некуда больше идти. Вот ведь в чем дело…
- Чем он близок вам?
- Мы все по большому счету по жизни одиночки. Кроме связи матери с детьми, которая безусловна, все связи призрачны... Хотя и матери порой бывают такие, что не дай Бог. Поэтому если Бог дал тебе близких, то к ним надо относиться трепетно и аккуратно. Их надо холить и лелеять.
- У вас буквально происходит чудо на сцене: за полтора часа сценического действия люди, которые хотели друг друга забыть, превращаются в сплоченную, пусть и сильно страдающую, семью. Что скрепляет их союз - общая беда или общие цели?
- Вы знаете, даже в опустившихся людях есть искорка желания нормальной жизни, и если ее разжечь, то шанс возродиться есть! Кирилл, мой герой, лепит из них пигмалионов, зацепившись за островок желания жизни, который есть в каждом из них. Это очень щемящая, пронзительная история. На премьере такая тишина была в зале… «Утопия» - это же образ нереальной мечты по большому счету.
- У меня были вопросы к драматургу.
- Драматург - это повод. Остальное делает режиссер. Его задача - собрать оркестр, который сыграет партитуру, заложенную автором. Мы разбирали пьесу, она так шикарно нашинкована, что позволяет вырастить все что угодно.
- У вас был долгий репетиционный период?
- У нас было 56 репетиций. Мы очень долго занимались пластикой.
- Кто придумал этот эффект полета ваших героев в воздухе, штуку с зеркалом?
- Марат Гацалов говорил, что Ксения Перетрухина, наш замечательный художник. Вообще в спектакле получилось очень много метафор. В результате даже притча сложилась. Хотя опасность, что действия как такового не будет, изначально была.
- А какой режиссер Марат Гацалов?
- Владимир Яковлевич Мотыль, у которого я учился на Высших режиссерских курсах, так определил профессию режиссера: это способность собрать под свою идею как можно больше талантливых людей и заставить их на нее работать. Марат, он достаточно молод, азартен. У него есть своя морковка в голове, но он умеет слушать актеров. Он ищет, он человек поиска. Он приходит с готовой идеей и пытается ее реализовать. Может отказаться от идеи, которая не проходит. Как оказалось в конечном результате, спектакль получился командный.
- Мне кажется, это спектакль для тех, кто живет в прошлом, для тех, кому за сорок.
- Я думаю, это свойственно любому поколению. Мы все живем надеждами на будущее и воспоминаниями о прошлом. «Утопия» - это осмысление этого парадокса человеческого сознания. Дурненков, наверное, интуитивно это понял, потому что он молод. Дай Бог зрелому человеку это осознать. Спасибо ему за такой материал.