Не перестаю восхищаться любимой Диной Рубиной! Она-то мастерски переплетает слова между собой, складывая из них целые полотна - картины мыслей, чувств, природы. «Леон наблюдал сухопутных греческих черепах с треугольной головкой и купольным рельефным панцирем древесно-шоколадного цвета; купался в круглощеком высоконебом гроте, утром и в полдень пронизанном косыми солнечными столбами, так что казалось, некое рачительное морское божество на всякий случай подпирает его изнутри» («Русская канарейка. Голос»). Согласитесь, после прочтения этого отрывка каждое слово в нем захочется понять, попробовать на вкус, вписать в созданную картину, раскрасить неповторимым цветом. Мои ученики, как и я, убеждены в том, что толковаться должны не слова, а образы, из этих слов созданные. Поэтому и работе с текстом на наших уроках мы уделяем особое внимание, не ограничиваемся только лишь составлением схем и фонетическими/морфемными/морфологическими разборами. Мы учимся понимать текст, анализировать, выделять главное, поэтому всероссийские проверочные работы по русскому языку обычно не вызывают затруднений.
Учитель в работе опирается не только на свои знания и практические наработки, но и на актуальную современную методическую литературу. Ищет в море издаваемых учебных пособий те, которые помогут ему обогатить свой опыт новыми методиками и технологиями, и - это очень важно! - те, которые созвучны его концепции преподавания предмета, особенно родного русского языка. Не случайно мое внимание привлекло учебное пособие, которое я выделила из многих как качественный опорный материал для работы, и впечатлением этим хочу поделиться с вами, уважаемые коллеги. Это сборник А.Ю.Кузнецова «Русский язык. Всероссийская проверочная работа. 6 класс. Типовые задания», выпущенный издательством «Экзамен» в 2018 году. Тексты, предложенные автором этого сборника, интересны и ученикам, и учителю.
Согласитесь, редкий учебник или учебное пособие «расскажет» о том, что в деревнях валенки часто применяли в качестве подушки (текст из работы варианта 1); что порох был изобретен в китайских монастырях (текст из работы варианта 3); что именно мастера-оружейники могли сделать хороший самовар (текст из работы варианта 8).
Содержание данного пособия, структура каждой проверочной работы полностью соответствуют демоверсии работы (https://vpr.statgrad.org/media/custom/2018/04/05/vpr_ru_6_demo_2018.pdf), а также находятся в полном соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (второго поколения).
Необходимо отметить, что особенностью ВПР является ее ориентация не только на предметные результаты, но и на уровень овладения учащимися способами действий, на определение того, как повлияло обучение на общее развитие учащихся, иначе говоря, на оценку метапредметных результатов.
По данным прошлых всероссийских проверочных работ, задание «Определите и запишите основную мысль текста» вызывает большие трудности у школьников. Учащиеся даже 6‑го класса часто не умеют воспринимать текст как единицу языка, единицу речи, они выхватывают смысл из одного предложения текста. Дополнительные сложности создает нумерация предложений. Поэтому представляется очень важным прорабатывать с детьми на уроках такие тексты: читать их, не обращая внимания на нумерацию, определять и формулировать смысл.
Хочу сфокусировать ваше внимание на примере одного из заданий и разобрать его детально.
Итак, рассмотрим пример этого задания (вариант 1).
(1)В России валенки всегда считались удобной и практичной обувью. (2)И в мороз, и в жару ноги, обутые в валенки, ощущают комфорт, сухость и тепло. (3)Натуральная шерсть не раздражает кожу ног и мало снашивается. (4)Валенок не уродует стопы. (5)Волокна шерсти пропускают воздух, благодаря чему валенки поглощают и испаряют влагу. (6)Широко известен и лечебный эффект валяной обуви: она хорошо прогревает суставы.
(7)Все эти свойства издавна ценились русским народом. (8)В старину валенки считались дорогим подарком и были показателем благополучия. (9)Эта обувь делалась вручную из большого количества шерсти, для ее изготовления требовалось немало времени. (10)Поэтому валенки стоили недешево. (11)Семья, где были хотя бы одни валенки, считалась зажиточной. (12)Эту обувь берегли и передавали справные валенки из поколения в поколение. (13)Именно по валенкам выбирали жениха для девушки. (14)Ведь если жених в валенках, то он денежный человек, выгодная партия.
(15)В двадцатом и в двадцать первом веке валенки остаются частью нашего обихода. (16)Они оказались незаменимы и на фронтах Великой Отечественной войны, и на сибирских стройках. (17)В советское время партийному руководству, командному составу Красной армии и председателям богатых колхозов выдавали специальные валенки - так называемые бурки. (18)Они были сделаны из белого войлока и имели кожаную подошву. (19)В деревнях валенки часто применяли в качестве подушки. (20)Их засовывали в наволочку, получалось и тепло, и мягко. (21)Сейчас валенки - это спецодежда газовиков, нефтяников, железнодорожников, полярников, охотников, геологов. (22)Эта обувь также входит в снаряжение рядового состава внутренней службы Российской армии.
Предлагаем использовать алгоритм, благодаря которому основную мысль текста учащиеся определят без труда. Первое, что необходимо сделать, - прочитать текст, обратить внимание на абзацное членение и подчеркнуть ключевые слова.
(1)В России валенки всегда считались удобной и практичной обувью. (2)И в мороз, и в жару ноги, обутые в валенки, ощущают комфорт, сухость и тепло. (3)Натуральная шерсть не раздражает кожу ног и мало снашивается. (4)Валенок не уродует стопы. (5)Волокна шерсти пропускают воздух, благодаря чему валенки поглощают и испаряют влагу. (6)Широко известен и лечебный эффект валяной обуви: она хорошо прогревает суставы.
(7)Все эти свойства издавна ценились русским народом. (8)В старину валенки считались дорогим подарком и были показателем благополучия. (9)Эта обувь делалась вручную из большого количества шерсти, для ее изготовления требовалось немало времени. (10)Поэтому валенки стоили недешево. (11)Семья, где были хотя бы одни валенки, считалась зажиточной. (12)Эту ­обувь берегли и передавали справные валенки из поколения в поколение. (13)Именно по валенкам выбирали жениха для девушки. (14)Ведь если жених в валенках, то он денежный человек, выгодная партия.
(15)В двадцатом и в двадцать первом веке валенки остаются частью нашего обихода. (16)Они оказались незаменимы и на фронтах Великой Отечественной войны, и на сибирских стройках. (17)В советское время партийному руководству, командному составу Красной армии и председателям богатых колхозов выдавали специальные валенки - так называемые бурки. (18)Они были сделаны из белого войлока и имели кожаную подошву. (19)В деревнях валенки часто применяли в качестве подушки. (20)Их засовывали в наволочку, получалось и тепло, и мягко. (21)Сейчас валенки - это спецодежда газовиков, нефтяников, железнодорожников, полярников, охотников, геологов. (22)Эта обувь также входит в снаряжение рядового состава внутренней службы Российской армии.
Очевидным для детей является то, что ключевым словом - предметом - являются валенки. Пытаясь ответить на вопрос «Что является главным для автора данного текста? Что его интересует?», учащиеся без труда дают следующий комментарий: автор рассказывает нам о том, что валенки не просто обувь, удобная и практичная, но и символ благополучия семьи на Руси. Валенки не потеряли своей ценности и в ХХI веке, поскольку сегодня это спецодежда людей, работающих в суровых климатических условиях.
Прошу детей подумать, почему авторская позиция именно такая, какие он приводит факты, доказательства, обосновывая свое мнение, оценку? Каждый ребенок в классе понимает, что автор данного текста не просто наблюдатель за происходящим, не просто рассказчик, он по-настоящему увлечен тем, о чем пишет. В чем это проявляется? В многоаспектности текста. Ведь то, что валенки - удобная зимняя обувь, знает каждый, а вот то, что изготовлялась она вручную из натуральной шерсти, долгое время, поэтому береглась и передавалась из поколения в поколение, об этом мало кто знает. Сопричастность автора той истории, которую он рассказывает, делает текст живым, интересным, значимым для детей.
А если текст живой, значит, не может обойтись без художественных приемов, направленных на убеждение читателя. Так и есть. Здесь и большое количество однородных членов предложения (удобной и практичной обувью; берегли и передавали; не раздражает и мало снашивается; комфорт, сухость, тепло), и устаревшие слова (зажиточной, справные), и идиоматические конструкции (из поколения в поколение, выгодная партия).
Разобрав и проанализировав текст, шестиклассники без труда формулируют основную мысль текста: валенки - часть истории русского народа. Не просто удобная и практичная ­обувь в любые времена, но и показатель благосостояния семьи на Руси.
Данная группа заданий позволяет оценить сформированность общеучебных универсальных учебных действий: поиск и выделение необходимой информации; осознанное построение речевого высказывания в письменной форме; определение основной и второстепенной информации.
Важно отметить, что на анализ текста ориентировано и задание 10 «Составьте и запишите план текста из трех пунктов» (оно является следствием задания 9, ведь ключевые слова и словосочетания уже были подчеркнуты). План, предложенный учащимся, может выглядеть так:
1. Удобная и практичная обувь с лечебным эффектом.
2. Валенки - дорогой подарок и признак благополучия семьи на Руси.
3. В ХХ-ХХI веке валенки - часть нашего обихода.
Задание 11 «Почему в старину валенки считались дорогим подарком?» также не вызывает сложностей. Ответ на этот вопрос учащиеся уже нашли, когда работали с авторской позицией: валенки делались вручную из большого количества шерсти, для ее изготовления требовалось немало времени.
Задание 12 выявляет уровень предметных учебно-языковых опознавательных умений обучающихся распознавать лексическое значение многозначного слова с опорой на указанный в задании контекст; определять другое значение многозначного слова, а также умение использовать многозначное слово в другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании (предметное коммуникативное и правописное умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).
В задании 13 проверяются учебно-языковые умения распознавать стилистическую принадлежность заданного слова и подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы); предметное коммуникативное умение, заключающееся в понимании обучающимися уместности употребления близких по значению слов в собственной речи; коммуникативное универсальное учебное действие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов в целях эффективного речевого общения.
На примере текстов, предложенных в сборнике А.Ю.Кузнецова «Русский язык. Всероссийская проверочная работа. 6 класс. Типовые задания», вы сможете воспитать в ваших учениках идеальных читателей, которые не торопятся, стараются не пропустить ни одного сигнала текста, вычитывая из них и то, что написано, и то, что остается за строкой, находится в подтексте, идеальных читателей, которые задают себе вопросы по ходу чтения, задумываются о дальнейшем развитии событий (то есть прогнозируют), сверяют свои размышления с текстом и корректируют их, избегая категоричных, жестких установок.
Только вдумчивая, кропотливая работа с текстом поможет сделать изучение русского языка более продуктивным и станет дорогой, ведущей к высоким результатам, в частности и к результатам Всероссийской проверочной работы. И, что особенно ценно, обогатит ребенка духовно, научит любить и понимать художественные произведения, восхищаться красотой, образностью родного языка.

​Анастасия МИНГАЧЕВА, заместитель директора по научно-методической работе, учитель русского языка и литературы 1‑й категории многопрофильного лицея г. Димитровграда Ульяновской обл., победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017