На мой взгляд, выбор темы для школьной исследовательской работы должен осуществляться с учетом не только ее актуальности, но и новизны поставленной проблемы, поскольку обучающийся должен иметь возможность что-то сделать самостоятельно и получить собственные результаты. В изучении интернет-коммуникации есть несколько направлений, которые интересны школьникам и позволят им действительно делать открытия, а не ходить одной и той же проторенной дорожкой.
Очень интересно исследовать интернет-жанры, особенно те, которые еще не попали в поле зрения многих исследователей, например комментарий, отзыв, мастер-класс, фанфик. Эти жанры интересны юному исследователю уже тем, что он сталкивается с ними постоянно и во время исследовательской работы имеет возможность по-новому взглянуть на обыденные для него явления.
Можно рассмотреть взаимосвязь между жанрами, бытующими в невиртуальной коммуникации, и интернет-жанрами. Так, например, вопрос о статусе фанфикшена относительно художественной литературы представляет несомненный интерес и будет значим для многих школьников.
Нельзя не упомянуть изучение креолизованных текстов. Креолизованность - это неотъемлемая черта сетевой коммуникации. Но в данном вопросе в поле зрения школьных работ попадают, как правило, только рассмотрение эмотиконов, да и то подобные исследования носят поверхностный, чисто описательный характер. Однако Мировая сеть, и Рунет в том числе, породила множество речевых произведений, где картинка не просто иллюстрирует высказывание, но и играет значимую роль в коммуникативном акте. Это мемы, демотиваторы, FUUUU-комиксы, котоматрицы и пр. Эти явления очень популярны среди молодых людей и имеют сильное эмоциональное воздействие на аудиторию.
Можно посвятить исследование интернет-фольклору и его персонажам. Это еще одно очень интересное для школьников, но практически не отраженное в их работах направление. Интернет постоянно порождает все новых героев, старые меняются, а главное - они всегда на слуху, о них постоянно вспоминают, а значит, недостатка в материале для исследования у обучающихся не будет.
Еще два направления - особенности интернет-пространства, влияющие на ход и качество коммуникации, а также изучение устного языка и устных речевых произведений Рунета.
Интернет-коммуникации - актуальное направление лингвистики, ему посвящено множество работ, в том числе научно-популярных, доступных учащимся, и игнорировать эти исследования ни в коем случае нельзя, так как именно они формируют теоретический и методологический базис будущего исследования, учат школьника работать с теоретическим материалом, отделять главное от второстепенного.

Кемерово, ГБНОУ «ГМЛИ»