Любовь Стоянова, Москва:
«С недавних пор стали у нас проводить тотальные диктанты. Народ встрепенулся, проверил свою грамотность, знание родного языка и успокоился, вернулся к «трендам», «брендам», «квестам», «прессингам», «прокрастинаторам» и т. д. Сегодня в изобилии разбрасывают это импортное зерно с телеэкранов, газетных и журнальных страниц, заваливают им Интернет. И клюют! До зернышка! Почему мы так нещадно засоряем свой язык иностранными словами, канцеляризмами, доводим его порой до уровня лексикона Эллочки Людоедки?
Карамзин подарил нам великое слово - «влюбленность». А поэту Хлебникову мы обязаны словом «летчик». И мы благодарны им за это.
А сегодня кинорежиссер Федор Бондарчук восторгается: «И этот взлет, как принято сейчас говорить, хайп, был символичен…» Кем принято? Или автор очередного творения признается как на духу: «Каждая моя книга - это месседж к читателю».
Увы, но настоящий диктант, определяющий уровень сегодняшней грамотности, - это различные телевизионные шоу. Публика там собирается разная: телеведущие, политики, социологи, деятели культуры, народные избранники и те, кто избранников выбирает... И все говорят, говорят… Одинаково! И безграмотно! Вот только некоторые перлы: «А если говорить глобально, то мне наплевать»; «Он потрясающе сильный финалистик»; «Изменилась скорость процессов и их масштабирование, и это вам не фейки»; «Здесь было сказано много эмоций. И вай-фай изменился»; «Запад чувствует свою слабизну. А у нас этот харас­смент не котируется. Просто не пройдет, короче».

Валентина Крайнева, Тюмень:
«Прочла, что во Франции с нового учебного города ученикам запретят использование мобильных телефонов. Научные исследования показали их отрицательное влияние на концентрацию внимания. Дети, которые активно пользуются гаджетами, не могут сосредотачиваться, преодолевать трудности. Они привыкают не задумываться над решением сложной задачи, а сразу переключают свое внимание на что-то другое, более легкое. У школьников - активных пользователей смартфонов, планшетов страдает память.
Я работаю в школе более двадцати лет и вижу, как изменились за это время дети. Увлечь всех математикой, как было раньше, в классе уже не удается. Там, где надо прилагать усилия, напрягать мозги, многие пасуют. Просят дать задачи полегче. Ученики сегодня прагматичны. Ведь им лишь бы набрать нужные баллы на ЕГЭ. А это не так и сложно. Конечно, есть и другие ребята, которым интересно «щелкать» трудные задачки. Не будь этих «звездочек», радости от труда не было бы совсем».