- Елена Владимировна, за четыре года Марковская агрошкола прошла путь становления, достигла определенных успехов. Недавно на базе школы состоялся семинар для руководителей, на котором вы делились опытом. А каковы были первые шаги?
- Начнем с трех слагаемых успешной деятельности агрошколы. Это материальная база, содержание труда, его организация. В создании материальной базы нам помогли и помогают социальные партнеры. В первую очередь это ООО «Красный маяк», одно из лучших сельскохозяйственных предприятий области по производству молока и мяса, выращиванию овощей. Помогают оборудованием, оснащением кабинетов, созданием условий для труда детей. Наша школа к тому же вот уже пять лет базовая площадка Института развития образования по направлению «Педагогические средства социализации сельских школьников». И надо отметить огромную помощь, которую нам оказывает Инна Григорьевна Назарова, кандидат педнаук, заведующая кафедрой общей педагогики и психологии ГАО ДПО ЯО «Институт развития образования». Ее можно смело назвать ведущим маяком в деятельности аграрной школы. Благодарны Инне Григорьевне за всяческую помощь нашей невеличке, что позволило нам заявить о себе не только на районном, но и на областном уровне. Для малокомплектной школы это очень важно. Не без помощи Инны Григорьевны мы, взрослые, как и наши дети, приобретаем новый опыт коммуникации с миром и понимаем: несмотря на свою малость, мы часть большой образовательной системы, где есть разные школы со своими особинками.
У нас тоже есть своя изюминка. И не одна. Так, в структуру нашей агрошколы входят дошкольные группы, начальная и основная школа. Располагаемся мы в двух зданиях, около которых есть земельные участки. К сельскохозяйственному труду привлекаем всех воспитанников начиная с трех-четырех лет. Для каждой возрастной группы подбираем виды работ, конечно же, с учетом физических возможностей и интересов малышей. Есть специальный участок «Малышок». Ребенка, который с малолетства ухаживает за собственной грядкой, не надо убеждать в необходимости бережного отношения ко всему живому.
- А как организован детский труд?
- Мы ничего нового не изобрели. В основе организации труда лежит система ученического самоуправления. Ежегодно составляется план проведения весенне-летних работ и уборочной кампании. За определенными группами детей закрепляются участки работ, распределяются обязанности. Безусловно, невозможно обойтись без взрослых наставников. Учителя решают вопросы, требующие специальных навыков и знаний. Но ученики при этом остаются полноправными хозяевами в своем учебно-опытном хозяйстве. Руководит опытнической работой учитель географии Светлана Николаевна Бокарева. Именно благодаря ей в агрошколе сложилась эффективная система организации сельскохозяйственного труда детей. Детей увлекает опытническая работа. Еще одна важнейшая особенность агрошколы - единство учебного и воспитательного процессов.
- Вот об этом, Елена Владимировна, расскажите поподробнее.
- Мы стараемся сделать процесс обучения и соединения его с сельскохозяйственным трудом радостным, эмоционально насыщенным. Для дошкольников и младших школьников разработаны специальные дидактические игры. В дошкольных группах проводятся тематические игровые занятия, содержание которых непосредственно связано с работой в учебном хозяйстве. Например, на занятии «В лесу и на огороде» дети сравнивают известные им дикорастущие и культурные растения. В игровой форме (с использованием рисунков-комиксов) проводится инструктаж по правилам безопасности при уходе за растениями. Младшие школьники ведут наблюдение за ростом растений с помощью красочных настенных дневников. Проводятся тематические игровые мероприятия. Для старших воспитанников, например, игра-соревнование «Клуб знатоков-животноводов», викторина «Агротехнология в русских пословицах и поговорках» и т. д. И конечно, мы регулярно совершаем экскурсии к нашим партнерам на «Красный маяк». У нас с ними весьма плодотворные связи. К примеру, руководством сельхозпредприятия несколько лет назад был объявлен конкурс на лучший проект современного животноводческого комплекса. По итогам конкурса группа наших школьников была награждена поездкой в Москву.
Естественно, что в тематические планы наших учителей внесены уроки, где содержание общеобразовательных предметов интегрируется с сельскохозяйственными занятиями во внеурочной деятельности. На уроках технологии мальчики с удовольствием мастерят разнообразные поделки из дерева, которые потом украсят территорию нашей школы. Девочки ухаживают за цветочной рассадой. Активную помощь и поддержку мы получаем от родителей, которые с радостью помогают нам семенами, рассадой цветочных растений.
Особо ценным результатом считаем приобретение детьми социальных навыков, они учатся быть трудолюбивыми, настойчивыми, оказывать помощь, сотрудничать для достижения общих целей. Эти навыки формируются не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, например на занятиях курса «Основы проектной и исследовательской деятельности».
Считаю необходимым подчеркнуть, что темы исследований должны быть значимыми для учеников, иметь личностный смысл. Именно работы с личным оттенком всегда самые интересные. Например, Матвей Оралов в труде «Математика в профессии водителя» рассказал о профессии своего отца. В региональном конкурсе «Фасилитационные практики в работе педагога» Матвей получил диплом 3‑й степени.
Хочется отметить еще коллективную работу пятиклассников, проводимую в течение всего учебного года в рамках внеурочной деятельности, - «Успешное освоение курса углубленной программы с использованием дистанционных образовательных технологий «Электронная математика». Руководила проектом доцент кафедры менеджмента и маркетинга Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова Наталья Евстафьевна Бекетова.
А вообще у нас в течение учебного года каждый школьник работает над проектом, который потом он будет защищать на научно-практической конференции. К оформлению проекта дети подходят творчески: используют фотографии, рисунки. Безусловно, приветствуется помощь родителей. При защите проектов слово предоставляется каждому ребенку. Дети получают опыт публичного выступления. По итогам защиты всех выполненных заданий происходят обобщение и анализ изу­чен­ного материала с целью дальнейшего применения на практике. Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью, участвуя в ежегодных научно-практических конференциях, дети начинают осознавать, что можно не только брать знания, но и отдавать, проявлять свою социальную активность.
- А включены ли в этот процесс ученики с ограниченными возможностями здоровья? Или они вообще освобождены от физического труда?
- Никоим образом. Агрошкола дает возможность эффективно проводить процесс реабилитации таких детей. Наравне со всеми школьниками дети с особыми образовательными потребностями участвуют в инновационном проекте по гарденотерапии «Зеленый дом». Его соавтор - учитель-дефектолог ростовского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие» Маргарита Алексеевна Градова - наш верный помощник. Мы заключили договор с центром и всегда получаем нужную поддержку в работе с детьми.
- Расскажите, Елена Владимировна, что же представляет собой инновационный проект «Зеленый дом»? Известно, что гарденотерапия включает в себя работу с природным материалом.
- И не только! Это особое направление психосоциальной, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями. Практика показала, что дети с особенными образовательными потребностями с удовольствием выращивают растения. Уход за растениями вызывает у них особое эмоциональное состояние, даже успокаивает. И наш проект «Зеленый дом» способствует коррекции поведенческих и эмоцио­нальных расстройств у детей. Ведь результаты деятельности наглядны и находятся в прямой зависимости от усилий, которые ребенок вложил в свой труд. Этот вид коррекционно-восстановительной работы успешно используется для профилактики инфантилизма у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, проект «Зеленый дом» позволяет сформировать начальные профессиональные навыки, так как содержит оптимальный объем сельскохозяйственных знаний, умений, которые пригодятся выпускникам при выборе в будущем профессии фермера.
Таким образом, агрошкола позволяет учитывать специфические проблемы сельской школы, сельской семьи, жизнь и труд сельчан. Кроме того, для детей с ограниченными возможностями здоровья это возможность успешной социальной адаптации в обществе, освоения деятельности, которая позволит обеспечивать себя материально. Поэтому, я уверена, агрошкола будет востребована в современных условиях жизни села.

с. Марково, Ростовский район, Ярославская область