Для начала цитата из пресс-релиза, который ушел во все региональные СМИ. Я ее не сокращаю намеренно, ибо ВАЖНО КАЖДОЕ СЛОВО:
«Конкурс «Добро не уходит на каникулы» проводится в рамках Года добровольца (волонтера) в России при содействии Российского движения школьников.
«Делать добро просто» - именно такой девиз сопутствует многим российским школьникам этим летом. Можно успеть совершить добрые дела по следующим направлениям:
«Спорт или здоровый образ жизни (ЗОЖ)» - с 30 июля 2018 года по 5 августа 2018 года - #ДоброВСпорте;
«Задание от звезды» - с 6 августа 2018 года по 12 августа 2018 года - #ДоброВместе;
«Пожилые люди» - с 13 августа 2018 года по 19 августа 2018 года - #ДоброПожилым;
«Школа» - с 20 августа 2018 года по 26 августа 2018 года - #ДоброВШколе.
Организаторы напоминают, что основной хэштег #ЛетоСПользой нужно использовать в каждом посте.
При выполнении доброго дела участник должен сделать фотографию, видео, бумеранг (чем креативнее будет формат, тем лучше) и кратко - в одном абзаце - описать свое доброе дело, а затем выложить ВКонтакте на своей страничке. Фотографии могут быть любыми - с портретами людей, с пейзажами, с результатом выполненных дел. Вместе с материалом нужно поставить хэштеги, по которым каждый участник сможет увидеть свой прогресс, а кураторы конкурса его оценить.
Главное - добрые дела можно делать не только по заданным темам. Нетематические дела обязательно будут учтены при подсчете общего количества добрых дел».
А теперь вопрос: мне одной кажется, что это не что иное, как развращение малолетних? Неужели лишь я одна за то, что организаторов за такие конкурсы и такие формулировки нужно отстранить от какого бы то ни было общения с молодежью и детьми? Или нас таких много? А если много, то почему мы это терпим, почему молчим и позволяем растлителям дурманить мозги нашим детям, навязывать какие-то идиотские, чуждые нам ценности? Как будто не было у нас великой русской литературы, не было Толстого и Чехова с их неустанной многолетней помощью голодающим, с земскими школами и больницами, не было Горького с его библиотеками для самых бедных слоев населения. Были и они, и многие другие, кто, не думая о славе и вознаграждении, ежедневно помогал тем, кто нуждается в помощи. Можно ли представить себе Толстого, который на весь мир трубит о своей работе «на голоде» (именно так он называл деятельность всей его семьи по устройству бесплатных столовых в самых голодных уездах)? Может, организаторы забыли о том, что левая рука не должна знать о том, что делает правая, и что благодеяние, совершенное для каких-то иных целей, чем самая прямая - помочь другому, превращается в свою противоположность. Причем это не только христианский постулат, речь о сокровенности добрых дел идет в любой мировой религии. Но, скорее всего, люди, которые зарабатывают деньги на организации работы с молодежью, просто ничего не читали. Зачем им Толстой и Достоевский с его билетиком в рай? У них есть бюджет и план работы, все остальное для чиновничьей головы несущественно.
Главный девиз современных чиновников-технократов: «Действуй, не задумывайся, а то упустишь время и возможности». Вот они и действуют. И детей с малых лет приучают не думать и не упускать возможности. В том числе карьерные. «Копи портфолио с детского сада!» - этот призыв я слышу постоянно, в том числе и от педагогов (так и хочется поставить слово в кавычки), «в институт будешь поступать - там спросят». Бедное дитя еще только начинает мир познавать, на бабочек и птичек смотрит с восторгом, а ему уже про портфолио и про символы страны и Красную армию, которая всех сильней.
Я знаю достаточно много семей, которые именно по этой причине - бездушие и жуткий формализм, навязывание ложных ценностей - прекращают водить детей в дошкольные учреждения. Что и говорить: без садика плохо, финансово трудно, но это меньшее зло по сравнению с большим, которого боятся сознательные и думающие родители. Знаю и тех родителей будущих первоклассников, которые в срочном порядке получили дистанционно (спасибо Интернету!) второе высшее образование по специальности «педагог начальной школы», чтобы учить детей дома. Родители готовы объединяться и совместно решать проблемы организации образования. Находят опытных педагогов среди своих проверенных знакомых, людей своего круга и близкого мировоззрения, чтобы не отдавать детей в официальную школу.
Чего боятся родители?
С этим вопросом я в течение года приставала к тем, кто лишь намерен самостоятельно учить детей или уже перешел на семейное образование, хлебнув лиха в обычной (не важно, массовой или элитной) школе.
Первое я уже назвала - навязывание ценностей, чуждых семье: это, как правило, «квасной патриотизм» и чинопочитание, проявляющиеся в развешанных повсюду - в коридорах и классах - портретах первых лиц, в разучивании безвкусных стихов, песен и речовок для утренников, гонка за лидерство, стремление всех обскакать любой ценой, рейтинговая система, калечащая души детей.
Второе, на мой взгляд, тоже очень существенно: современные родители - не все, конечно, а те из них, кто с детства пытается вырастить ребенка не машиной и винтиком, не бездумным потребителем, а человеком, - боятся отдавать детей специалистам, не любящим детей, не слышащим их, не чувствующим их боли. А таких, увы, много. Почитайте родительские форумы в Сети, у вас волосы дыбом встанут. Да и сама я, без всякого обращения к форумам, знаю много педагогов, которые откровенно не любят свою работу, терпеть не могут детей и даже не скрывают этого. В советской школе таких горе-учителей тоже было достаточно (я ни в коей мере не идеализирую прошлую систему), но все-таки в основе советской педагогики лежали традиции гуманизма, провозглашенного Ушинским, Выготским, продолженные Макаренко и Сухомлинским, это была наша генеральная линия, и, скажем прямо, линия прекрасная. Но сегодня российское образование от нее отошло, и довольно далеко. И причина опять же в формализации и бюрократизации системы. Из школы выхолостили главное - душу. Поэтому вряд ли возможен сегодня сюжет, описанный Толстым в «Филипке» и многих других произведениях классической литературы. Не всякий ребенок и не во всякой школе встретит добрый и умный, заинтересованный взгляд УЧИТЕЛЯ, готового вести его к просвещению. Зато каждый встретит жесткие требования формы, справок и разного рода документов. А если нет у ребенка какой-либо справки, прописки, разрешения, он перестанет существовать для школы? Как часто мы встречаемся в сегодняшней школе с бездушием и формализмом. Нашим классикам такое и не снилось...
Третья причина, о которой говорят родители: нелогичная и часто меняющаяся школьная программа и непрофессиональные кадры, отсутствие у учителей крепких знаний своего предмета и качественной методической подготовки. Что тут лукавить: много лет и даже десятилетий в педвузы набирали троечников. Даже старательные троечники не могут быть хорошими учителями - это нонсенс. Родителям совершенно безразлично, что у директора нечем прикрыть вакансию и он вынужден брать студента или в срочном порядке переучивать специалиста другого профиля (это обычная история). Думающий родитель доверяет только тем, кто хорошо знает свой предмет и сможет увлечь им ребенка. Такие есть, но они стоят дорого, и нанимают их обычно в качестве репетиторов. Но вот эта модель «первая смена - в школе, вторая - с репетиторами» многим родителям уже не нравится. Зачем тратить полдня на так называемую образовательную организацию, которая детям ничего не дает, но много сил и средств у взрослых и детей отнимает? Поэтому и приходят родители к единственному возможному решению проблемы - к отказу от официальной школы и переходу к семейному образованию. «Оно, конечно, стоит недешево, но оно того стоит» - эту фразу в той или иной интерпретации я слышала от многих родителей. И знаете, я их понимаю. Для чего я пишу все это, обращаясь к вам, учителя? Чтобы предупредить о том, что люди интуитивно ищут хорошего, настоящего, лучшего. И если вы сами смирились с тем, что вам навязали, перестали сопротивляться бюрократизации, то родители с этим мириться не хотят. Возможно, именно они (их неосознанный протест и отказ) спровоцируют долгожданные изменения в системе, о которых вы только мечтаете.

Можно ли представить себе Толстого, который на весь мир трубит о своей работе «на голоде»? Может, организаторы забыли о том, что благодеяние, совершенное для каких-то иных целей, превращается в свою противоположность?