Татьяна МУРАДХАНОВА, директор школы №5 Курского муниципального района Ставропольского края, бронзовый призер Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2017:
- На самом деле очень сложно оценивать компетенции учащихся, и это не зависит от того, по какой системе мы ставим оценки - по пятибалльной или многобалльной… Сейчас в школе, по сути, работает двухбалльная система, потому что «1» не ставят никому, «2» пытаются любыми способами обойти, а «5» ставят особо одаренным ученикам, которых не так много. Так, может быть, перейти на зачетную систему оценивания? Тогда меньше будет у всех участников образовательных отношений стрессов, конфликтов. И учитель большую часть урока посвятит развитию ученика, а не будет думать о том, как же убедить ребенка в той или иной оценке. А к стобалльной шкале ЕГЭ все уже привыкли, и нет необходимости эти баллы переводить в оценки.

Наталья КОРЧИНСКАЯ, учитель географии школы №7 им. А.В.Мокроусова с углубленным изучением английского языка, Симферополь, Республика Крым:
- Пятибалльная система для меня тесновата. Баллы - это уровни, выставляя их, мы показываем переход от одного к другому. Но показать динамику в пределах одного уровня с их помощью сложно. Учителя пытаются - отсюда пятерки с минусом и четверки с плюсом или комментарии «слабенькая троечка», «твердая четверка», «почти пятерка». А так хочется показать ученику его рост в этих самых пресловутых баллах! Как объяснить, что ошибок стало намного меньше, положительная динамика есть, если в тетради, дневнике и журнале тот же балл?
Шкала хотя бы из 10 баллов будет более чувствительной, поможет учителю, обучающимся и родителям составить более точное представление об успешности ребенка, а главное - будет сигнализировать о направлении движения.
Думаю, если ребенок увидит конкретное выражение своей успешности, пусть минимальный, пусть в один балл, но все же сдвиг, должен включиться азарт, та самая пресловутая мотивация, которая гаснет после разочарованного «снова тройка, как ни старайся».
Чем более дробным будет деление, тем выше точность. Чем заметнее достижение, тем сильнее стремление продолжать движение. Давайте двигаться вперед и вверх!

Анастасия ЛУКИНА, учитель музыки гимназии №6, Воркута, Республика Коми:
- Является ли традиционная система оценивания знаний объективной и эффективной? Этот вопрос часто поднимается учителями и обсуждается не как теоретический, а как практический и очень наболевший. Я и многие мои коллеги считаем несовершенной пятибалльную систему, более того, как все мы понимаем, ее и пятибалльной назвать нельзя. Будет ли другая система лучше? Трудно сказать, ведь у каждой системы есть свои плюсы и минусы.
На мой взгляд, решая данный вопрос, прежде всего надо помнить о детях и их восприятии. Ведь наши ученики постоянно находятся в ситуации, когда их оценивают, а это тяжелый прессинг для психики ребенка. Мы, взрослые, состоявшиеся люди, об этом, к сожалению, редко задумываемся. Я поняла это, став участником конкурса «Учитель года». Какая же это была давно забытая и зачастую некомфортная ситуация, когда тебя оценивают, сравнивают с другими… А ведь наши дети пребывают в такой ситуации из года в год! Всегда ли это оправданно? По всем ли учебным предметам необходима строгая шкала оценивания? Какие цели мы ставим, пытаясь все оценить, «оцифровать»? Я, как учитель музыки, прекрасно понимаю, что моя главная задача - приобщить детей к искусству, открыть им этот мир, научить любить музыку. Можно ли любить музыку, имея низкую оценку по какой угодно системе? Не думаю. Может, самое время вспомнить о безотметочной системе в данном случае? Нужна ли сложная многобалльная система оценивания в начальной школе? Смогут ли маленькие ученики в ней разобраться? Вопросов больше, чем ответов.
В любом случае не стоит питать иллюзии, что новая система оценивания решит все проблемы в системе образования и положительно отразится на качестве образования. Переходя к чему-либо новому, не надо полностью отказываться от плюсов традиционной системы (как минимум она привычна, понятна и родителям, и ученикам). Ну и, конечно, к любому нововведению в школе надо относиться осторожно и обдуманно. Главный критерий здесь - «не навреди!».

Арсен ГРИГОРЯН, учитель русского языка и литературы гимназии №42, Барнаул, Алтайский край:
- Виктор Болотов прав в том, что единицу сегодня никто не ставит, хотя такая отметка есть. Всем нужны качественные показатели. Сегодня абсолютно каждый учащийся должен быть успешен. Не важно, готовится он к урокам или нет, отвечает или просто отсиживается. Мы наблюдаем настоящую несправедливость: учитель вынужден ставить тройку и слабому ребенку, который старается, и совершенному бездельнику, который просто ходит на уроки. При десятибалльной системе у педагога есть возможность поощрить слабого ребенка, поставив ему 6 баллов, а лентяю - 5 баллов.
Проблема в том, что все работают на статистику: плохая статистика - попадает директору, от директора - учителю. И ведь это прекрасно понимают ученики и их родители. А последним знания в большинстве случаев не нужны, им только отличные отметки подавай. По-хорошему, надо прекращать работать на статистику, нужно оценивать учащихся объективно и оставлять их на второй год в случае систематической неподготовленности, как это было раньше. И самое главное, чтобы учителю и всем остальным, стоящим выше, ничего за это не было.

Иван ФИЛАТОВ, директор гимназии №15 с углубленным изучением отдельных предметов, Казань, Республика Татарстан:
- На мой взгляд, если изменения произойдут, ничего страшного не будет, впрочем, как и наоборот, если вообще ничего не изменится. Думаю, десятибалльная система сложна и должна вводиться постепенно, через пилотные школы. Главное - эта система оценивания должна устраивать и учителей, и учеников, и родителей.
Но проблема оценивания реально существует, в этом я убедился на Всероссийском конкурсе «Учитель года»-2017. Будучи членом жюри, я видел, как учителя нередко сами придумывали критерии оценки знаний учащихся и подгоняли их под пятибалльную систему.
Поэтому соглашусь с мнением, что порой плюсов и минусов не хватает. Но подход к решению этой проблемы должен быть продуманным.

Маргарита ВОЗДВИЖЕНСКАЯ, учитель русского языка и литературы лицея №40, Петрозаводск, Карелия:
- Любые реформы в системе образования - больная тема для педагогов, родителей, самих школьников. К сожалению, опыт показывает, что подавляющее количество нововведений в этой сфере не оправдывает себя, а главное - не делает наших учеников более думающими, более развитыми, более уверенными в себе.
И вот теперь идея отмены пятибалльной системы оценок. Да, пятибалльная шкала тесна для большинства педагогов. И я была бы рада 10‑12‑балльной шкале. Но изменение шкалы отметок, по моему убеждению, - это не главная задача в реформировании нашей системы образования, и этот шаг вряд ли улучшит результаты обучения. Если уж на то пошло, нужно задумываться не узко о технических изменениях, важнее продумать саму систему оценки качества, разработать критерии и подходы, наиболее объективные и универсальные. Это очень сложный вопрос, но им нужно заниматься. Иначе введение 10‑12‑балльной шкалы внесет больше сумбура, чем порядка, и скорее осложнит, чем усовершенствует процесс обучения.
Было бы хорошо в целом изменить отношение к отметкам. Чтобы самые низкие баллы стали не ярлыком, а объективным отражением уровня знаний или качества ответа ученика. К примеру, в документе «Положение для постоянного определения или оценки успехов в науках», который был принят в 1834 году, составителям удалось проявить такт и объективную справедливость в формулировании критериев оценивания. Однако у меня есть знакомые педагоги, работающие по 10‑12‑балльной системе, они довольны. И я, если надо будет отдать свой голос, отдам его в поддержку этих перемен. Но еще раз сделаю акцент: не о том всем нам надо думать. Мы (педагоги, родители) все чаще испытываем ужас от всеобщего падения грамотности, от сужения кругозора наших детей. И от того, будут они получать тройки-пятерки или семерки-девятки, общая картина вряд ли изменится.

Наталия КУКУШКИНА, председатель Профсоюза работников образования города Череповца, Вологодская область:
- Когда я узнала о том, что в России предлагают отказаться от пятибалльной системы оценивания учащихся, невольно вырвалось: «Не от того наши домики покосились...» Какие проблемы решит изменение системы оценивания знаний? Да никакие. У нас устоявшаяся система оценок. Она до сегодняшнего дня устраивает подавляющее число педагогов, да и родителей тоже. Поэтому лично я бы ничего не меняла. И вообще возникает такое чувство, что это очередная попытка уйти от обсуждения более важных и актуальных проблем, которые существуют в образовании. В том числе вопроса о том, что большинство педагогов вынуждены работать с нагрузками, которые в полтора, а то и два раза превышают установленную для них норму труда, а это качеству работы совсем не способствует.