Сериал, снятый Алексеем Смирновым по сценарию Анны Козловой, спродюсированный Валерием Тодоровским, стал событием, может быть, и менее громким, чем чемпионат мира по футболу, но тем не менее заметным. Посмотрим, почему эта работа может оказаться интересной для простого зрителя, у которого своих проблем хватает.
Любой проект Валерия Петровича Тодоровского, даже самый сомнительный, несет на себе печать качества. С поправкой на то, что это мейнстрим, добротный развлекательный продукт. Обычно Тодоровский специализируется на ретро: «Оттепель» - про кинопроизводство в хрущевскую эпоху, «Оптимисты» - про дипломатов тех же времен. В «Садовом кольце» дело происходит в наши дни, а главные действующие лица - современная московская буржуазия.
Анна Козлова, написавшая сценарий к сериалу Валерии Гай Германики «Краткий курс счастливой жизни», а также к «Разводу» Веры Сторожевой и ее же фильму «9 дней и одно утро», известна в первую очередь как писатель. Для режиссера Алексея Смирнова это дебют - на момент начала проекта ему было 23года. Актерский состав можно назвать звездным: здесь и Мария Миронова («Гибель империи», «Битва за космос», «Олигарх»), и Евгения Брик («Географ глобус пропил», «Тиски», «Стиляги»), и Ирина Розанова («Интердевочка», «Облако-рай»), и Анатолий Белый («Куприн», «Братья Карамазовы»), и Александра Ребенок («Глухарь», «Кризис нежного возраста», «Школа»). В качестве камео задействованы отец режиссера Андрей Смирнов и сводная сестра Авдотья Смирнова. Для полного ощущения семейственности добавим: в «Садовом кольце» снялась и Аглая Смирнова, родная сестра режиссера.
Сюжет закручивается вокруг киднеппинга. «Садовое кольцо» балансирует между «Трастом» (режиссеры - Дэнни Бойл, Доун Шадфорт и другие) про похищение миллионера Жана Пола Гетти и картиной «Поророка» Константина Попеску-младшего о пропаже дочки в семье среднего класса. Киднеппинг становится пульсирующим нервом телепроекта, двигателем для сюжета, но далеко не единственным компонентом, держащим напряжение. Главная тема - разрушение жизни, внешне благополучной, но построенной на лжи. Как Садовое кольцо еще не вся Москва и не вся Россия, так и внешний лоск сытой жизни и социальные маски еще не залог благополучия и душевного здоровья.
Вера Смолина (Мария Миронова) - холеная домохозяйка, устроительница фонда, оказывающего поддержку женщинам, пострадавшим от домашнего насилия. Ее муж Андрей (Анатолий Белый) - успешный бизнесмен, сын Илья (Виктор Буй) - студент престижного вуза, готовящийся к стажировке в Америке. Еще у Веры есть сестра Аня (Евгения Брик), любительница секса с женатыми мужчинами (надо сказать, проект вообще отличается чрезмерной фривольностью). До поры до времени жизнь Веры, редко выходящая за пределы Садового кольца, течет спокойно. Друзья, сладкая жизнь, полная перспектив.
В одночасье все летит в тартарары. Как дурное предзнаменование - отморозок, ограбивший Веру. Как завязка хаоса - исчезновение Ильи накануне заграничной поездки. Следователи не спешат активно помогать.
Вера берет расследование в свои руки и узнает много нового о себе и своей жизни, а также о ее окружении. Благополучие, казавшееся нерушимым, на поверку уязвимо: бизнес-авантюра Андрея оборачивается провалом.
Сериал представляет собой калейдоскоп сцен - временами комических, временами трагических - из жизни московского бомонда, не кажущего нос за пределы Садового кольца, нанизанных на детективную канву, очень напоминающую временами сеанс психоанализа. Зритель обнаружит здесь элементы триллера и криминальной драмы, однако мало кто сможет с уверенностью определить жанровую принадлежность сериала.
Можно провести немало параллелей между «Садовым кольцом» и зарубежной «Большой маленькой ложью». И там и там сливки общества, испытывающие экзистенциальный и семейный кризис, отсутствие взаимопонимания между отцами и детьми, домашнее насилие. Сюжетный крючок с похищением, конечно, только повод поговорить со зрителем на эти темы. Проекты создавались примерно в одно время, но российский вышел чуть позже.
Внимательный зритель заметит референсы к работам Вуди Аллена, Педро Альмодовара, к фильму «Москва слезам не верит» и даже к «Нелюбви» Звягинцева. Вообще сложно с точностью представить целевую аудиторию фильма. Зритель, воспитанный на качественных зарубежных сериалах, будет морщиться от типичной для российской телевизионной драмы эстетики, типичный потребитель продукции Первого канала будет недоумевать от нездешней развязности и дотошности некоторых героинь по части аспектов половой жизни.
Если вы знакомы с литературным творчеством Анны Козловой, то к восприятию сериала будете больше готовы. Вера - типичная героиня писателя. Современная взрослая женщина, желающая жить и совершающая ошибки, терпящая крах в отношениях, не лезущая за словом в карман. Другие женские персонажи вносят разнообразие: Рита (Ирина Розанова), мать главной героини, сексуально необузданная любительница юношей, довольно комична. Лида (Александра Ребенок) вносит толику линчевского сюрреализма.
Сеттинг (среда, в которой происходит действие) «Садового кольца», как и вообще мир книг Козловой, - женский. Их фрустрации, амбиции, тайны, разоблачения, задают тон всему происходящему. Мужчинам здесь отведена роль второстепенная. О чем этот фильм, в конечном итоге решать зрителю. Сам режиссер на одной из встреч отметил, что это история о «психологии вытеснения сознания». О человеке, вытесняющем из своего сознания некомфортный для него окружающий мир, и о том, как этот мир все равно его настигает. О людях, наивно верящих в то, что стены элитных квартир и комфортное пространство Садового кольца смогут их укрыть от проблем и несовершенств внешнего мира.