4. Как решается эта задача в России
Планирование практических шагов по трансформации школы требует четкого понимания отправной точки. Для оценки текущей ситуации в рамках проекта УКНГ выполнен анализ федеральных образовательных стандартов и стандартов подготовки педагогов, проведено исследование отношения учителей и родителей к «навыкам XXI века» и их ожиданий от школьного образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты не содержат прямого перечисления предметных или универсальных компетентностей, как это сделано во многих национальных куррикулумах (к примеру, Финляндии, Канады, Австралии, Сингапура, Кореи, Китая и др.). Компетентностный подход терминологически обозначен, но проявляется скорее фрагментарно и несистемно.
Требования к образовательным результатам в стандарте внешне близки современным подходам: блок предметных компетентностей (предметные результаты), блок универсальных компетентностей (метапредметные результаты) и блок отношений и ценностей (личностные результаты). Однако структура метапредметных результатов выглядит неоправданно сложно. Центральное место в ней занимают универсальные учебные действия (что, очевидно, сужает образовательную задачу), а также самостоятельность, «владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности». При этом для каждого из четырех уровней образования действует свой стандарт, в каждом из которых приводятся различные требования к результатам обучения; преемственности, таким образом, не прослеживается. Отсутствует единая модель компетентностей. Эта непрозрачная рамка компетентностей и грамотностей оказывается непрочной основой для работы всей образовательной системы. Вместе с тем в российской школе существует традиция формирования компетентностей взаимодействия с другими и компетентности взаимодействия с собой в рамках воспитательной деятельности. Однако этот аспект образовательной деятельности не отражен в нормативных документах, его роль в формировании указанных компетентностей не анализируется и не учитывается.
Чаще всего описание компетентностей в российской школе остается «ритуальным» действием, выполняется для формального соблюдения требований стандарта. И одна из причин, почему для многих школ и учителей главным фокусом остаются предметные знания, а не компетентности, которые могут быть с их помощью сформированы, в том, что в современных версиях стандартов остается неясным, какие результаты по развитию компетентностей должны быть получены, как их достигать и оценивать.
Все инструменты оценивания результатов образования (среди них важнейший - ЕГЭ) также оценивают главным образом предметное знание, часто сводящееся к знанию фактов, и не оценивают компетентность как умение действовать определенным образом в определенной ситуации. Поскольку для школьников и для их поступления в вуз очень важны результаты экзаменов, то учителя стараются подготовить их именно к этому формату. Компетентности оцениваются недостаточно (а универсальные компетентности не оцениваются вовсе) и потому остаются вне основных интересов учителей, школьников и родителей. Не случайно в проекте федеральных стандартов общего образования, представленных Министерством образования и науки весной 2018 года, была сделана попытка вообще снять все требования оценки сформированности метапредметных умений (универсальных компетентностей).
Нормативные документы, регламентирующие систему подготовки и повышения квалификации учителей, декларируют использование компетентностной модели. Однако эта модель практически не связана с моделями компетентностей в образовательных стандартах общего образования (хотя попытки движения в эту сторону предпринимаются). В профессиональном сообществе пока нет единого понимания компетентностей.
В феврале - апреле 2018 г. в рамках проекта УКНГ проведен масштабный опрос учителей и родителей (4500 учителей из 85 регионов РФ; 3500 родителей из Москвы и Московской области), который показал:
орый показал:
- школьные учителя не включают задачу развития универсальных компетентностей века в число своих приоритетов;
- родители ждут от школы хороших знаний по основным предметам, но не ждут, что школа должна научить применять эти знания для решения практических задач.
Более 80% учителей считают, что роль школы - передать хорошие предметные знания, а «мягкие» навыки - ответственность семьи и самого ребенка, реже - сектора дополнительного образования. Только 29% учителей считают важной для себя задачу научить школьников навыкам совместной работы, сотрудничества. Более трети (37%) учителей воспринимают креативность в терминах «дано» или «не дано» как врожденный талант, который невозможно развивать упражнениями, причем среди молодых учителей такая точка зрения более распространена. Не более трети родителей связывают возможность развития креативного мышления и коммуникативных навыков со школой; менее 10% считают, что школа поможет научить учиться.
Руководством страны осознана ситуация отставания российской школы от требований времени. Об этом говорят цели и задачи, поставленные Президентом России в указе от 7 мая 2018 года.
В указе цели в сфере образования сформулированы следующим образом:
- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования;
- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Первая задача указа в сфере образования сформулирована так: «Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения в предметной области «Технология».
Достичь поставленных целей в части формирования универсальных компетентностей и новой грамотности можно тремя путями (не исключающими друг друга):
друг друга):
- реализацией полноценной и комплексной модернизации содержания и методов образования на всех уровнях и всех учебных предметах;
ых предметах;
- обновлением содержания и методов обучения отдельных предметов на каждой ступени школьного образования;
ования;
- расширением практики формирования универсальных компетентностей и новой грамотности вне традиционных школьных форматов - в дополнительном образовании, в образовательной среде.
Любой сценарий потребует (в разном масштабе):
- разработки специальных образовательных программ, методик, инструментов оценки, корректировки стандартов образования;
образования;
- подготовки и поддержки педагогов;
агогов;
-  информационной кампании по вовлечению и поддержке родителей.


От редакции
Приглашаем наших читателей высказать свое мнение по поводу прочитанного. Согласны ли вы с предложенной трактовкой универсальных компетентностей или у вас есть что добавить? Свои предложения высылайте на наш официальный адрес: ug@ug.ru.

Исак ФРУМИН, доктор педагогических наук, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, Мария добрякова, кандидат социологических наук, руководитель проекта «Универсальные компетенции и новая грамотность», Кирилл БАРАННИКОВ, кандидат педагогических наук, Игорь РЕМОРЕНКО, кандидат педагогических наук, ректор МГПУ