Продолжение. Начало в №5, 9, 13, 17, 22, 26 за 2018 год

18.06
А между тем лето уже идет полным ходом. Осталась заключительная стадия, и самая ответственная, - печать аттестатов. Нельзя ошибиться: бланков - строго в нужном количестве. Проверяем и выверяем все списки учащихся и их отметки. Самое простое - напечатать аттестаты одиннадцатых классов. У них результат экзамена не влияет на аттестационную отметку.
Итак, для начала первая партия аттестатов-«черновиков». На пробу. Классные руководители получают установку: проверить все до конца дня.
В напряжении ждем результатов проверки.
К вечеру приходит сообщение о том, что все проверено и ошибок не выявлено. Ура! 23 июня состоится торжественная выдача аттестатов выпускникам 2018 года.
Вечер проходит в какой-то хандре. Иногда такое бывает. Ты чувствуешь себя на подъеме, на самом верху мира. И вдруг ты оглядываешься, и оказывается, что смотрел не сверху, а свысока. И все начинает катиться вниз. Да еще и как стремительно! Пытаешься ухватиться хоть за что-то. Но только все ускользает.
Сидишь у подножия и не хочешь больше повторять этот невероятно долгий путь наверх. И тут находишь еле приметную тропинку, ведущую вверх. Осторожно, не спеша, начинаешь двигаться по ней. И ты не знаешь, что у тебя будет на этом пути. Встретится ли тебе друг или враг. Но главное - идти вверх. Не важно, как много ты падал, главное - каждый раз вставать и продолжать идти.

19.06
Планерка. Последние приготовления к завершению учебного года. Приемка кабинетов, установки по выдаче аттестатов, подготовка печати аттестатов девятиклассников. Быстро все и лаконично.
Аттестаты девятых классов печатать немного труднее. Каждый экзамен влияет на итоговую отметку в аттестате. А еще не все результаты пришли и не все дети сдали экзамены. Ждем. Также жду бланки приложений и сами аттестаты.
Начинаю формировать аналитический отчет по работе школы над качеством образования. С чего начать-то? Знать бы… Нахожу все анализы и отчеты за предыдущие годы. Ого! Ничего себе! Да я и за месяц не сделаю того, что делали предыдущие заместители. Надо что-то делать свое, более простое, но качественное. Время есть. Значит, все не так уж и плохо.
А пока на улице солнце, надо это использовать для активного отдыха. FIFA-2018. Футбол. Болельщики. Лето. Тепло. Велосипед. Наконец-то открываю свой велосезон. Правда, пока на прокатном велосипеде ВТБ. Но я приятно удивлен. Понравилось соотношение цены и качества велосипедов ВТБ. Велосипедные дорожки тоже очень удобные. Поменьше бы народа, и вообще было бы изумительно.

20.06
Houston! We have a problem! Контрактник школы перепутал аттестаты девятых и одиннадцатых классов. Теперь у нас с запасом есть аттестаты одиннадцатиклассников и не хватает аттестатов для девятых. Решение проблемы, что удивительно, приходит тут же, наверное, от страха. С одиннадцатыми классами проблем нет. Значит, нужно заказать аттестаты девятых классов. Только доставить их могут в течение пяти дней. Значит, нужно в понедельник, 25 июня, вручать аттестаты тем, кто не остается в 10‑м классе, и двум-трем классам, которым хватит. Остальной половине будем вручать 27 июня. Все логично. Значит, будем действовать по этому плану.
Начинаем печатать приложения и аттестаты для выпускников.
Пока аттестаты печатают, я продолжаю готовить кабинет к переезду. Сегодня приемка кабинетов. С тоской смотрю на стены кабинета и пустоту. Все же к лучшему?
Получаю стопку аттестатов. Ура! Ни одной ошибки. Можно отдавать на подпись.
План максимум на день выполнен. Можно отправиться в зал.
После хорошей тренировки, уже в метро, у меня возникает вопрос: а медали для школьников есть? Связываюсь с секретарем. Холодею. Медалей нет. Пишу в чат заместителей директоров с просьбой помочь.
Как же мне везет, школа, которая находится совсем рядышком, готова выделить мне необходимое количество медалей со свидетельствами.
Завтра надо забрать.
Вот теперь думаю, чья это ошибка или недоработка. Ответ очевиден. Рад, что смог оперативно решить эту проблему и дети не останутся без медалей.

21.06
Встречаюсь с коллегой. Она улыбается, отдает мне медали и говорит, чтобы я не отчаивался. Нет ничего плохого в том, что мы совершаем ошибки, главное - уметь исправлять их. Утешила меня тем, что сама первый год является заместителем по качеству и что ей никак не поддается анализ работы по направлению.
Чувство собственного превосходства тут же сходит на нет: ошибка в аттестате. Как же так могло произойти? Все данные в электронном журнале выверены, в черновиках тоже все верно. Хорошо, что есть резерв. Все, теперь точно все. Аттестаты готовы, медали и свидетельства тоже. Осталось дождаться 23 июня.
Наступает время, когда чувствуешь, будто все резервные фонды души израсходованы, когда с трудом находишь силы хоть что-то делать. Может, и правда, каждое лето мы подзаряжаем наши солнечные батареи, чтобы снова учить, улыбаться, общаться? За год через тебя проходят тысячи человек. Кто не устает от этого? Трудный год был. Очень.

22.06
Пора завершать свой отчет. По сравнению с предыдущими отчетами на сорока листах мой, на пятнадцати, кажется совсем скудным. Но, по сути, в тех отчетах много повторений и ничем не подтвержденных числовых данных. Анализирую, сравниваю, связываю с критериями рейтинга, делаю выводы, нахожу пути решения, подвожу итоги. Отчет логически структурирован, все части связаны между собой.
Итак, подчищаю, провожу последние корректировки и отправляю отчет.
Зачем заместители делают такие огромные отчеты, кому они нужны? Не могу никак это понять. Как и отчеты классного руководителя о составе класса.
Ну ладно, может, через пару десятков лет уйдет практика составления отчетов.

23.06
До выдачи аттестатов можно и поспать. Волноваться больше не о чем. Все ошибки исправлены, свидетельства подписаны, аттестаты разложены. Время идет быстро. И вот моим первым четвероклассникам уже вручают аттестаты об окончании школы. Не верится, что прошло уже так много лет. Вроде только вчера начиналась моя педагогическая карьера, и вместе с ними я дал старт своему будущему. И как это получилось символично, что вместе с ними ухожу и я.
Надо развиваться, надо становиться лучше и стремиться покорять новые высоты. Нельзя останавливаться на достигнутом и зацикливаться на одном. Есть тысячи путей и тысячи дорог. И нужно открыть их все!
Пожалуй, нет ничего страшного в том, что мне предстоит начать новую карьеру. Это возможность переписать на чистовик.
Кабинет все больше и больше становится унылым и безжизненным. Последние папки, ручки, бумажки собраны. Грустно. Еще бы. Но ничего. Надо восстановиться перед началом новой жизни.
Все больше и больше жду поездки в свой любимый город.
Выходные. Жарко. Солнечно. Совместно с insta-учителями придумываем план на каникулы и на отпуск. Маршрут в городе на Неве, музеи и парки, катание на теплоходах.
Так не терпится уже насладиться летом!

25.06

Начинаем заключительную неделю этого учебного года и вообще работы в школе. Сегодня вручение аттестатов для девятиклассников. Странно было наблюдать за формальностью этого торжества: дети без формы, кто в шортах пришел, кто в спортивных штанах. Какая же разница между детьми в девятом классе и в одиннадцатом.
Остается еще целый класс, которому будут вручать в среду аттестаты. Во вторник будут напечатаны все документы для них и для тех, кто только получил свои результаты экзаменов.
Ну а я, проверив все аттестаты, отметки и данные, могу спокойно идти на тренировку.
Тренировки требует не только ум, но и тело. Лето же!

26.06
Сегодня по работе ничего серьезного не запланировано. Поэтому жду вечера, когда с друзьями пойдем на вечернюю прогулку на теплоходе по Москве-реке.
И вот время 17.30, и мы на причале у Киевского вокзала. Звонок от секретаря. Вопрос про количество аттестатов особого образца. Ясно и четко помню, что их семь. Перепроверил, да, семь. И заказано семь. Но мне утверждают, что шесть и что есть ошибка в аттестатах и ведомостях. Не могу понять, почему и где ошибка.
Совсем скоро начнется маленький круиз, а я на телефоне высматриваю отчеты и ведомости. Ну вот же! Все семь отличников! И заказано было семь! И в этот раз ошибка не моя!
Успокаиваюсь, занимаем места на теплоходе и ждем нашей речной поездки.
Во время поездки есть возможность подумать и отпустить все на самотек.
Профессия учителя предполагает постоянный диалог - с ребятами, с родителями, с коллегами. И у каждого из них свое настроение, свои переживания. А учитель, может, конечно, никому ничего не должен, но постараться услышать и понять каждого, по моему мнению, обязан. Я не нашел еще ту грань, когда пора заканчивать работу и думать о себе. Одно утешение - кино, спортзал, прогулки.
И вот ты плывешь с друзьями на теплоходе уже три часа в полном единении с самим собой, ветер выдувает все негативные мысли, а оттого, что ты отдыхаешь и видишь всю эту красоту вокруг, хочется плакать.
Впереди еще несколько знаковых моментов, которые помогут мне собраться в одно целое и снова обрести себя:
- долгожданная поездка в любимый Санкт-Петербург;
- мой день рождения;
- переезд в свою квартиру.
Конечно, хочется и до моря добраться. Мне кажется, что люди на море становятся счастливее. Посмотрим.

27.06
Подготовка ко второй части вручения аттестатов и к завтрашнему педагогическому совету.
Беда в том, что вокруг много тех, кто считает, что знает больше и знает, как правильно.

28.06
День тяжелый. Надо до конца доделать все дела, очистить свое рабочее место, передать все дела секретарю учебного корпуса. И просто посидеть в тишине последний раз в своем кабинете.
Походить по коридорам, поговорить с теми, кто есть в школе. Посидеть за чашечкой кофе или чая с коллегами, которые очень трогательно переживают мой уход. Собралось нас немного, но зато самые преданные и верные. Видеть грустные глаза и слышать теплые слова о том, как они рады были работать под моим руководством, бесценно.
Верю в то, что эти люди, пусть их немного, но они всегда придут мне на помощь в тяжелую пору, никогда не станут лицемерить за спиной и будут честными перед самими собой.
А теперь пора на педагогический совет. На этом педагогическом совете будем подводить итоги с точки зрения критериев рейтинга. Что получилось и где мы чуть-чуть недотянули. Ставить новые цели и задачи пока рано. Но уже сейчас можно каждому понять, какой лично он внес вклад в развитие каждого ребенка.

29.06
Вот и завершающий день в моей школе. В школе, в которую я пришел в 2010 году после колледжа. Пришел с невероятным задором и настроением.
В школе я вырос как профессионал, как личность. В этой школе я попробовал все, что только может попробовать молодой учитель.
Поучаствовал и дошел до второго этапа конкурса «Педагог года Москвы»-2015, стал заведующим кафедрой начального образования, аттестовался на заместителя директора, стал заместителем директора.
Грустно и страшно уходить, но еще страшнее погрязнуть и не иметь возможности двигаться. Я знаю, что могу больше, чем школа, больше, чем учитель, больше, чем заместитель. Перемены всем нужны и всегда.
И не надо бояться перешагивать через то, что уже давно стало твоим прошлым.
Ничего еще не закончилось, все только начинается.
Осталась ровно неделя до поездки - мечты. Но уже сейчас нужно все запланировать: маршрут, музеи для посещений, время прогулок, места питания. Хочется, чтобы этот отпуск был идеальным. Ведь для каждого из insta-учителей год был тяжелым. Кто-то перешел в другую школу в надежде на лучшие условия и попал в кошмар. Кого-то вынудили уволиться, да еще и лишили возможности продолжать карьеру. Кто-то переживает переломный момент в судьбе.
Страшно интересно ехать с людьми, которых знаешь всего лишь каких-то полгода. У каждого свои интересы, амбиции, характер. И будет очень непросто угодить всем.
Но все же. Этот город - Санкт-Петербург. Это же несравнимая ни с чем архитектура, это площади и дворцы, это низкое небо и набережные реки. В этом городе непередаваемая атмосфера.
Ну а мы же все-таки учителя. В наши планы на четыре дня входят осмотр всех достопримечательностей в пешей доступности, поход в Кунсткамеру, поездка в Петергоф, путешествие по рекам и каналам, развод мостов… И самое долгожданное событие года - межрегиональный съезд insta-учителей. Интересно послушать, чем живут учителя Питера, а может, еще и других городов.
Отпуск только начинается, и хочется каждый его день и каждое мгновение сделать неповторимым, ярким и запоминающимся.