​Под конвоем
Для лучшего понимания атмосферы ГИА ознакомимся сначала с отрывком из книги Эдуарда Лимонова «По тюрьмам». В ней он описывает свое многомесячное заключение в Саратовском централе. Возвращение из суда он описывает так: «Вернулся продольный и повел меня и Цибисова на второй этаж в хаты. Порядок такой: мы идем впереди, конвойный офицер за нами. На нашем этаже мы становимся лицом к стене. Офицер проходит, открывает дверь, входит на этаж. Мы идем за ним и без команды проходим каждый к своей камере».
Порядок на ГИА следующий. Если ребенок хочет выйти в туалет, то он спрашивает разрешения у организатора. Получив разрешение, он выходит в коридор. В этот момент к нему подходит организатор вне аудитории и идет рядом с ним к туалету. Затем организатор стоит возле туалетной двери и ждет. После выхода ученика организатор опять идет сбоку или сзади, конвоируя ребенка в аудиторию.
Теперь сравним. Двух особо опасных преступников в тюрьме сопровождает один конвоир. Подсудимые без команды самостоятельно проходят к своим камерам (куда они денутся из этого коридора?). В пункте проведения экзамена (ППЭ) ни в чем не обвиняемый обычный ребенок не может самостоятельно пройти 20 метров от аудитории до туалета и обратно.
Порядки Саратовского централа Лимонов оценивает как «строгие и ненужно унизительные». Интересно, как бы он охарактеризовал порядки ГИА?!
Откуда такая конвойная практика на экзамене? Часть ответа содержится в приказе Минобрнауки России от 25.12.2013 №1394 о порядке проведения основного государственного экзамена и аналогичном приказе от 26.12.2013 №1400 о порядке проведения единого государственного экзамена, которые содержат следующую норму: «Во время экзамена обучающиеся могут выходить из аудитории и перемещаться по ППЭ в сопровождении одного из организаторов».
Многие учителя, являющиеся организаторами на ГИА, трактуют эту норму буквально и конкретно: сопровождать - значит идти рядом.
Но возникает вопрос: а зачем сопровождать, зачем идти рядом? Я думаю, что для контроля над экзаменуемыми. Экзамен - это не базар. Недопустимо, чтобы дети без присмотра ходили по пункту, собирались в группы, общались и занимались неизвестно чем.
Для обеспечения контроля предпринимается ряд мер. Обычно ситуация следующая. Пунктом проведения экзамена является здание школы. Территорией ППЭ назначаются 2‑й и 3‑й этажи. В каждой аудитории экзамена всегда находятся два организатора. На каждом этаже вне ауди­торий дежурят 5‑10 организаторов. Все аудитории, не задействованные на экзамене, закрыты и опечатаны. Таким образом, на территории ППЭ обучающийся всегда находится под присмотром нескольких пар глаз должностных лиц. Единственное место, где не дежурят организаторы, - туалет.
Если ребенок на глазах у организатора вне аудитории вышел из кабинета, прошел 10‑20 метров до туалета, затем вернулся в кабинет, то можно ли сказать, что он перемещался по пункту проведения экзамена без сопровождения организатора? Если «сопровождать» значит «идти рядом», тогда да, рядом никто не шел. Если «сопровождать» значит «контролировать», тогда нет: его сопровождал (контролировал) один или несколько организаторов.
Я рекомендую Министерству просвещения заменить слова Порядка проведения ГИА «в сопровождении» на «под контролем», чтобы устранить описанное недоразумение.
Научи дурака Богу молиться - он себе лоб расшибет. Научи педагога ребенка сопровождать - он будет рядом с ним ходить.

Пить нельзя
В некоторых пунктах проведения экзамена Красноярска детям запрещают проносить в аудиторию, где проходит экзамен, питьевую воду.
Чтобы попить, ребенок должен попросить у организатора разрешение выйти из аудитории, получить согласие и только после этого выйти, найти среди одинаковых бутылок воды свою, сделать глоток воды и вернуться в аудиторию. Экзамены проходят в июне: жара до 30 0С. Некоторые экзамены длятся 4 часа. У некоторых людей потребность в воде очень большая. Как следствие повторять эту унизительную процедуру приходится иногда 10‑15 раз.
Я видел это лично в нескольких ППЭ.

Это законно?
В данном случае указанные выше приказы Минобрнауки не проливают свет на такую практику. В них содержится следующая норма:
«Во время экзамена на рабочем столе обучающегося помимо экзаменационных материалов находятся:
…г) лекарства и питание (при необходимости)».
Является ли вода питанием? Да, вода является самым важным и самым необходимым продуктом или элементом питания. Можно назвать воду и лекарством, на некоторых бутылках так и пишут: «лечебно-столовая минеральная вода».
Достаточно ли устного заявления ребенка, что ему необходима вода во время экзамена, или существуют в мире люди, которые потребуют справку от врача о том, что данный человек нуждается в… питьевой воде?
Приказ Минобрнауки является нормативным правовым актом, следовательно, его выполнение носит обязательный, а не рекомендательный характер. Запрет пронести в аудиторию для экзамена бутылку с водой является незаконным.

Это нормально?
Также в упомянутых приказах содержится требование: «Экзамен проводится в спокойной и доброжелательной обстановке».
Я пытался вспомнить какое-либо место или событие, когда людям запрещалось бы иметь при себе бутылочку воды, но не смог. В любом человеческом обществе на протяжении всей истории человечества принято создавать максимально комфортные условия для доступа к воде - источнику жизни. Везде, где только можно и позволяют средства, ставят питьевые фонтанчики и кулеры. На любом приличном мероприятии организаторы заранее ставят на стол для участников бутылочки с водой, а на очень приличном - еще и стакан рядом с бутылочкой.
Я думаю, что даже в тюрьмах строгого режима нет такой практики, чтобы заключенный сначала попросил разрешения у охранника выйти из камеры, чтобы сделать глоток воды: можно попить прямо в камере в любой момент, без разрешения охраны. Тюрьма хоть и строгого режима, хоть и создана для наказания, но не до такой же степени.
Практика запрета иметь воду на расстоянии вытянутой руки создает недоброжелательную, враждебную обстановку, потому что:
- несправедлива: нарушает нормы и общегражданского общежития, и даже специального общежития (тюрьмы, казармы);
- нарушает установленные нормативным актом права обучающихся;
- унизительна для человека.

Кто виноват?

Запрет иметь воду на рабочем столе я встречал в нескольких пунктах проведения экзаменов, но не во всех. Такое решение могут принять руководитель пункта и уполномоченный представитель Государственной экзаменационной комиссии.
Поскольку такой практикой они нарушают порядок проведения ГИА, это основание для привлечения этих должностных лиц к административной ответственности на основании ч. 4 и 6 ст. 19.30 КоАП РФ.
Также данные действия можно квалифицировать как жестокое обращение с ребенком в форме психического насилия. А это основание для увольнения педагогического работника (ст. 336 ТК РФ).
Зачем они это делают? Я слышал такую версию: чтобы не отвлекать других участников экзамена звуком открывающейся бутылки. Нелепость этого объяснения очевидна. Но на всякий случай замечу, что диалог ученика с организатором и звук шагов будут отвлекать других детей гораздо больше:
- Можно выйти?
- В туалет?
- Нет, попить.
- Выйдите.

Ничего нельзя
Должностные лица, участвующие в проведении экзамена, склонны запрещать не только воду, но и все, что только можно запретить.
Например, на экзамене по информатике девочка вспомнила, что забыла в помещении для личных вещей компьютерную мышь. Я был организатором в этой аудитории. Поскольку до начала экзамена было еще 15 минут, я повел ее за мышкой. Естественно, организатор, дежуривший на входе перед территорией ППЭ, заявила, что выйти с территории пункта, пройти 5 метров до кабинета, в котором дети оставили свои вещи, и вернуть обратно нельзя:
- Вы же знаете, что это запрещено!
- Я знаком с порядком проведения ГИА, поэтому я точно знаю, что это не запрещено.
- Ну проходите. Но под вашу ответственность. Только под вашу ответственность.
Бедный ребенок нашел свою мышку, благополучно вернулся в аудиторию еще до начала экзамена. Для этого мне пришлось бороться за права ученицы.
Откуда берутся эти многочисленные и нередко абсурдные запреты? Я полагаю, что причина в незнании должностными лицами приказов Минобрнауки, поэтому на всякий случай они запрещают все.

Смартфон можно
Но при всех этих гротескных запретах нередко разрешают то, что категорически запрещено, - средства связи. Я сам не раз видел ситуации, когда у ребенка был обнаружен смартфон. Это грубейшее нарушение порядка проведения ГИА, за него предусмотрена только одна мера - удаление с экзамена и аннулирование его результатов. А также привлечение нарушителя к административной ответственности по статье 19.30 КоАП РФ. Нередко в этих случаях руководящие должностные лица (директор школы, руководитель пункта, уполномоченный член ГЭК) просто изымали телефон до конца экзамена, и все: никаких санкций к нарушителю не применялось.

Резюме
Процедура проведения ГИА достаточно строга сама по себе: чужая школа, незнакомые педагоги, металлоискатели, множество запретов, видеокамеры, удаление с экзамена за нарушения. Все это вызывает определенное напряжение и беспокойство у детей (да и у взрослых). К сожалению, некоторые должностные лица считают своим долгом сделать эту процедуру еще и максимально некомфортной и унизительной.