Однако в экспедиции мне не хочется быть журналистом, такой вот парадокс. Хочется общаться с детьми всех возрастов, изучать насекомых, купаться в реках и бродить по лесу, влача разнеженные сидячим образом жизни ноги. Конечно, я не профессиональный педагог и не могу сказать, что дети восторженно ловят каждое мое слово, хотя бывает, что слушают с интересом. А бывает и другое. Уж как погоняла меня младшая группа, в которую входят дошколята и ученики начальных классов… Они сразу разгадали все мои секреты, потребовали, чтобы волшебная палочка предоставила вечно полный кошелек, разбежались по лужайке и согласились собраться вновь только для того, чтобы порисовать.
Я училась, училась и училась у моих экспедиционных учеников. Наверное, потому и мастерская у меня была не одна. Целых три.
Первая для младших, учеников пятых, шестых, седьмых классов. Называлась «Мой Хогвартс». Под сказочным соусом, приготовленным Джоан Роулинг, хотелось выяснить, как ребята относятся к школе, что бы хотели в ней изменить, что думают об образовании вообще. Я раздаю детям карточки с портретами и кратким описанием различных персонажей «Гарри Поттера», персонажи объединяются в группы (домашние питомцы, живые портреты, родители учеников и так далее), группы должны создать и представить свой факультет школы волшебства, причем объяснить, зачем им нужно учиться… Меня каждый раз поражает: чем более свободные условия у этого задания (не вспоминать, как было в книжке или фильме, а самим придумать), тем больше новых подробностей возникает - от подробной схемы комнат с ваннами и санузлами до новых персонажей. С другой стороны, ребята готовы реалии этого мира переносить в сказку. Так, одной из групп надо было объяснить, зачем учатся сотрудники Министерства магии и мракоборцы. Вот что написали дети: «Студенты учатся для правильного управления министерством и распределения зарплаты. Поэтому они обучаются волшебной истории и магическому обществознанию».
На другой мастерской я рассказывала о дизайн-мышлении - эта технология помогает рождать прорывные идеи, в первую очередь в бизнесе, но не только. Мы с участниками экспедиции попытались применить дизайн-мышление к решению проблем образовательного сообщества. Конечно, америку мы не открыли, но хотя бы осмыслили проблемы. Ведь дизайн-мышление начинается с эмпатии, стремления помочь человеку, поставить себя на его место. Так, старшеклассники давали советы директору школы, у которого молодые педагоги участвуют в интернет-акции #Учительтожечеловек, а родителям и начальству это не нравится. Сначала они возразили, что никакой проблемы нет, учитель волен делать что хочет вне школы. Но затем все-таки возникли такие пункты: «Учитель участвует только в образовании ребенка и не обязан заниматься его воспитанием»; «В трудовом договоре могут быть прописаны все обязанности учителя»; «Учитель может вести социальные сети, рассказывать о своих хобби, причем без вульгарных и откровенных фото».
Третья мастерская была по журналистике, мы с ребятами говорили о различных жанрах, о том, как создавать тексты, а затем школьники писали заметки для экспедиционной газеты. Какие только оригинальные темы не возникали! Рассказывали в шуточном стиле о себе, брали интервью у продавщицы в магазине по соседству, выдавали репортажи с мастерских, очерки о преподавателях. Кстати, все выпуски газеты «Чердак ли?» вы можете увидеть в нашей профсоюзной группе ВКонтакте: https://vk.com/docs-139155534.
Эта газета - во многом плод творчества учителя истории и обществознания из Вологды Марины Никоарэ, лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011. Если мне хотелось заняться в экспе педагогикой, то из Марины Ивановны получился замечательный журналист и главный редактор! Блестящие идеи, опросы, организация целого оформительского цеха, в котором рисовали иллюстрации для газеты… Причем лучшую художницу, восьмиклассницу Алену Маркову, Марина привезла с собой в составе делегации. Тоже вологжанка, но уже не школьница, а волонтер Наталья Дробинина тщательно и подробно вела рубрику «Стремянка», то есть рассказывала хронику экспедиции. А еще Марина Никоарэ верстала «Чердак ли?», это скрупулезный труд, отнимающий массу времени. Спасибо москвичке Ольге Трусовой, которая помогала в нелегкой работе. Что касается названия, то в первом выпуске газеты Марина Ивановна объяснила: «…мы с вами оказались на гостеприимной и теплой земле ЧЕРДАКлинского района Ульяновской области. Вспомните, как интересны пытливому уму места, подобные чердаку: загадочные, манящие вверх, а порой слегка жутковатые… Это настоящий кладезь информации. И, наконец, подумайте, что же такое чердак? Это надежное хранилище дорогих сердцу вещей, сокровищница памяти и связь с предыдущими поколениями». Вот такие люди в нашей экспе!

Оксана РОДИОНОВА, ведущий специалист отдела по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования