Когда я иду на завтрак по мощеной дорожке мимо цветных корпусов позже обычного, я встречаю всех «экспедиторов», триста раз слышу «Доброе утро» и столько же раз сама говорю «Доброе утро». И понимаю, что бесконечное «Доброе, доброе, доброе… доброе утро» от Андрея Ивановича Семке (в экспедиции используется вместо будильника или пионерского горна) - это фраза, рожденная реальностью.

В этом году Межрегиональная экологическая экспедиция школьников России состоялась на высоком берегу Волги в детском оздоровительном лагере «Сосенка» Чердаклинского района Ульяновской области. Отсюда и название ежедневной газеты экспедиции - «Чердак ли?».
Обычно «экспедиторы» живут две недели в палатках, а в этот раз наша жизнь приобрела санаторно-курортный оттенок. Домики с санузлами, разбросанные по огромной территории санатория, добавили не только комфорта, но и увеличили расстояния между нами, делегациями из 28 регионов страны, от Волги до Енисея, а также Монголии и Республики Болгария. Самая главная миссия экспедиции - организация исследовательских мастерских от учителей года для школьников 8‑11‑х классов. Однако вот уже второй год образовательная программа распространяется даже на начальную школу, и это заставило корифеев экспедиции искать новые подходы к организации исследовательской деятельности. Пока старшеклассники изучали химический состав воды из Волги и особенности рельефа местности, измеряли площадь лишайников и мастерили солнечные часы, малыши выстраивали в ряд планеты Солнечной системы и ловили короедов, осваивали технику оригами, открывали секреты физики и играли в народные игры.
Удивительно, как уживалась на территории санатория ватага любопытных исследователей и множество не менее любопытных животных разных видов: ежей, дятлов, змей, лягушек и блестящих, словно из коллекции натуралиста, разноцветных жуков с шикарными рогами и усами. Сначала, находя мертвых жуков-оленей на тропинках лагеря, я думала, что их растоптали невнимательные дети, но побывав на мастерской «Осторожно, короеды!» у Сергея Борисовича Циклова (Владимирская область), узнала, что жизнь этих существ 8лет протекает в состоянии личинки и всего несколько дней - в прекрасном обличьи оленя. Пободавшись с соперниками за самку и оставив потомство, они складывают свою рогатую голову на поле брани. Одного такого красавца я везу теперь в свою коллекцию.
С удовольствием подсчитывали ребята калорийность блюд из главного продукта Ульяновской области - картофеля - на занятии у Сергея Алексеевича Софенко (Санкт-Петербург) и с таким же удовольствием съедали их с пылу с жару. Кстати, подкармливали голодных «экспедиторов» еще на нескольких мастерских, например, Ирина Владиславовна Маркина (Москва) во время изучения состава продукции местного пищепрома, и Мария Александровна Соколова (Владимирская область) при составлении здорового диетического меню.
Не только естественные науки занимали молодые умы. Несколько мастерских были посвящены творчеству Александра Сергеевича Пушкина. Ребята открывали секреты языка веера с помощью Татьяны Ивановны Замятиной (Нижегородская область) и читали между строк «Пророка» на мастерской Кирилла Геннадьевича Демушова (Москва). Полиглоты смогли утолить свою страсть к языкам на мастерских по английскому, болгарскому, французскому, испанскому и якутскому языкам. Спасибо за это Светлане Викторовне Малькевич (Ростовская область) и Олесе Николаевне Пинюковой (Калужская область), Элизабет Бойдевой (Республика Болгария), Людмиле Геннадьевне Бабкиной (Тульская область), Валерии Владимировне Балтачевой (Удмуртская Республика) и Антонине Иннокентьевне Новгородовой (Якутия). Забавно было наблюдать, как ребята здороваются с любимыми учителями в столовой на разных языках. А испанец Филипп, был и такой ученик в нашей экспедиции, встретил свой звездный час на уроке испанского языка. Диалог между ним и Валерией Балтачевой заворожил даже самых непоседливых «экспедиторов».
Похоже, скоро алтимат станет олимпийским видом спорта, потому что одним из ведущих видов спорта в экспедиции он уже стал. Главный по летающим тарелочкам Владислав Игоревич Иванов (Тверская область) влюбил большую часть «экспедиторов» не только в себя, но и в эту демократичную донельзя игру. Подумать только, игроки при спорной ситуации на поле договариваются об ее исходе без участия судьи!
Каждая мастерская достойна упоминания, потому что учителя экспедиции уникальны. Это фанаты, везущие детей на другой край страны во время своего отпуска учить жизни, делать открытия, искать себя. Кстати, о фанатах. Так получилось, что решающие матчи чемпионата мира по футболу совпали по времени проведения с нашей экспой. Поэтому трансляцию матчей единодушно прожили все вместе прямо на улице около штаба экспедиции перед огромным экраном. И кричали, и плакали, и радовались за наших всей страной.
Режим экспедиции очень хорошо подходит для людей, которые не спят. Все нужно делать без промедления и последовательно: активная утренняя зарядка, на которую по собственной воле бегом бежали, боясь опоздать, и учителя, и ученики, горячий душ на другом конце лагеря, спартанский завтрак в столовой, причесался - улыбнулся в зеркало, дальше сразу первая мастерская на три часа. Потом опять бегом на обед, и тут-то вроде можно передохнуть, но… в послеобеденный тихий час очень удачно вписываются дополнительные занятия, на которые записались желающие. Как же можно упустить возможность научиться жонглировать тремя мячами или сделать лимонад из натуральных продуктов? После полдника начинается вторая мастерская, далее ужин и вечернее мероприятие до 23.00. Отбой в экспедиции только для детей, для взрослых начинается работа: рефлексия дня, планы на завтра и подготовка к мероприятиям, например межрегиональному концерту или итоговой конференции.
Вечерние мероприятия в экспедиции - это целая история в стиле «От заката до рассвета», учитывая время проведения и оперативные сроки подготовки. А еще это традиции, которые бережно хранятся ветеранами экспедиции. Например, игра «Что? Где? Когда?» с загадками о регионе, принимающем текущую эспу, квест «Посвящение в экспедиторы», Спартакиада народов экспедиции или межрегиональный концерт, соединяющий разные делегации в творческом экстазе. Здесь каждый может блеснуть на сцене перед всей страной и услышать заслуженные «Аплодисменты!» (не только хлопки, но и раскатисто произнесенное слово - два или три раза).
Бессменный директор экспедиции Владимир Нодарович Головнер (Москва) собрал команду учителей, примерно равную штату большой средней школы. И все в этой команде знают свое дело: Галина Владимировна Иванова (Москва) координирует расписание мастерских, Павел Курдаков (Мурманская область) руководит процессом съемки для телевидения экспедиции, Марина Никоарэ (Вологда) и Оксана Родионова (Москва) собирают полевую газету в пресс-центре, Андрей Валерьевич Бабкин (Тула) выдает спортинвентарь, Татьяна Замятина и Владислав Иванов проводят зарядку, Ирина Владиславовна Маркина готовит призы и подарки, Наталья Владимировна Телегина (Свердловская область) организует интеллектуальную игру. Дежурные по лагерю, осыпаемые сосновыми шишками, делают ночной обход, каждый вносит особый вклад в механизм экспедиции. В этом феномен Головнера: организовать людей, влюбленных в свою работу, так, чтобы хотелось еще и еще возвращаться сюда, в экспедицию.

Надежда КНЯЗЕВА, учитель начальных классов средней школы №137 Красноярска, учитель года Красноярского края-2013