Сам бы Цой мог сыграть кучу интересных и ярких ролей, если бы не оборвался его жизненный путь. Само название группы «Кино» будто бы намекало на то, что логичное продолжение творчества группы не музыка, а «десятая муза». Тому порука и пластика Виктора, и героическое амплуа, которое можно было бы смело использовать в синематографе. Правда, сам он был такого мнения о своих работах в кино: «Я ведь не актер. И заниматься этим профессионально, изображать кого-то, перевоплощаться в других людей мне как-то совершенно не в кайф. Неинтересно. Поэтому я бы с удовольствием снимался в кино, если бы мне предоставили право там вообще не актерствовать, а выражать себя».
Говорить в сослагательном наклонении - неблагодарное занятие, поэтому мы просто вспомним, в каких фильмах успел появиться Виктор Цой.

«Конец каникул» (1986), Сергей Лысенко
Впервые «киношниками» кинематограф заинтересовался в 1986году. Начинающий киевский кинорежиссер Сергей Лысенко еще в 1984году задумал в качестве диплома снять фильм про рок-музыку в СССР, стимулом стала песня «Время есть, а денег нет» из альбома «45» группы «Кино». Встреча с Виктором Цоем и другими членами группы окончательно убедила Сергея в том, кто станет героем его дебюта. Участники группы, несмотря на слухи о радиации (только недавно произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС), с радостью приняли предложение, оценив сценарий и смелость задумки. На съемках веселились, пили вино (в качестве противорадиационной меры). По структуре это связанные сюжетом четыре клипа на песни «Дальше действовать будем мы», «Закрой за мною дверь, я ухожу», «В твоих глазах» и «Попробуй спеть вместе со мной», по смыслу - неприятие лирическим героем обыденности и попытка уйти от нее. Первый кадр в фильмографии Виктора Цоя и группы «Кино» выглядит так: «Темные, подернутые мелкой рябью свинцовые волны киевского озера Тельбин. Холодный противный ветер. Одиноко стоящее дерево на песчаном берегу озера. Дальний план, в котором медленно по песку идут трое. Останавливаются в шаге от камеры и смотрят в объектив - кажется, прямо на тебя. Один из них Виктор Цой».

«Йя-хха» (1986), Рашид Нугманов
Дипломная работа Рашида Нугманова, ученика Сергея Соловьева. Замысел родился в 1985году. До этого Рашид хотел снять «Короля брода» - фильм про стиляг в Алма-Ате. Он задумывался как большой проект, на который еще нужно было ждать одобрения. Постепенно сформировались условия для создания импровизированной короткометражки про рок-н-ролл в Ленинграде, тем более что дух времени сам подталкивал снимать здесь и сейчас, а не ждать у моря погоды. Интересно, что Рашида, как и автора «Конца каникул», вдохновил альбом «45». Договорившись с Константином Кинчевым, Борисом Гребенщиковым, Виктором Цоем и Майком Науменко, режиссер отснял за две весенние погожие недели материала на несколько часов. Впоследствии, да и то в ходе жесткого противостояния с вгиковским начальством, из этого удалось смонтировать 40‑минутный фильм, недораскрыв замысел до конца. Изначальная история звучала так: молодожены тусуются в Ленинграде, не зная, куда податься, и находят пристанище в кочегарке у Цоя. В итоге получились сцены из жизни рок-н-ролльного Ленинграда вкупе с бытовыми подробностями жизни подпольных звезд. Цой уже популярный, легендарный, культовый.

«Рок» (1987), Алексей Учитель
Алексей Учитель, работающий сейчас над мрачным художественным фильмом про Цоя, в 1986году снял документ эпохи, к которому можно по-разному относиться. Для фанатов рок-звезд, присутствующих в кадре, это подарок и замочная скважина, через которую можно заглянуть в тот мир, где никогда не жил, но который по ряду причин кажется притягательным. Сами участники тех событий были скептически настроены по отношению к работе Алексея Учителя как на стадии подготовки к съемкам, так и когда замысел обрел законченную форму. А вот какие условия перед режиссером поставил сам Цой: в течение трех дней камера должна снимать все, что происходит в «Камчатке», затем Виктор отсматривает материал и решает, давать добро картине или нет. Материал понравился, но на стадии монтажа обрел благообразную причесанную форму согласно сценарию, написанному Юрием Филиновым. Есть хрестоматийная сцена, которую когда-нибудь будут показывать на уроках истории в качестве документа эпохи: героический Цой кидает уголь в топку, рассуждает об очевидной пользе своего труда и добавляет: «Я просто чувствую себя свободным, совершенно свободным».

«Асса» (1987), Сергей Соловьев
Первая вылазка режиссера Сергея Соловьева на территорию контр­культуры. Здесь представлена в адаптированном для советского зрителя виде жизнь прогрессивного искусства. Думаем, сюжет пересказывать нет надобности. Цой представлен в заключительном эпизоде - в качестве камео и символа свободы, непокорности и героизма. Вот как вспоминал свое первое знакомство с Цоем сам режиссер: «На сцену вышел раскрашенный, нагримированный кореец, весь в черном, и группа. Начался сеанс выдающейся медиумной корейской рок-ворожбы, действительно время от времени заставлявшей волосы на голове шевелиться от восторга. Закончилось все мечтой режиссера Евреинова - «массовым соборным действом» в театральном зале, иначе случившееся не определишь: Цой, разогревшись, запел песню (как потом я узнал, тогда исполнявшуюся впервые), припевом в которой были слова: «Перемен, мы ждем перемен!» Зал с горящими глазами, забыв об окружавших кольцах милиции и гебистов в штатском, как обезумевший, скандировал вслед за Цоем: «Перемен, мы ждем перемен!» А до перемен, надо сказать, в тот хлипкий вечерок еще было ох как далеко! Ими всерьез пока и не пахло...»
Сам Цой на фестивале «Золотой Дюк» в интервью Сергею Шолохову сказал следующее: «В фильме «Асса» я выглядел вставным зубом и никакого отношения к сюжету не имел», да и вообще сокрушался, что такой благодатный материал режиссер не смог использовать по максимуму.

«Игла» (1988), Рашид Нугманов
Один из немногих советских (да и российских фильмов), который попал в разряд культовых. Вот что вспоминает о съемках сам режиссер: «Так получилось, что Пете Мамонову («Звуки Му») я предложил совместную работу еще за полгода до съемок «Иглы». У меня был такой спектакль, сделанный по Достоевскому, - «Кроткая». Анатолий Васильев, мой педагог по актерскому мастерству во ВГИКе, предложил мне повторить эту постановку в его театре - он как раз тогда получил помещение на улице Воровского. И я обратился к Пете, рассказал ему о своей затее и получил принципиальное согласие. А когда подвернулась «Игла», я ему позвонил и сказал, что есть возможность сделать фильм, и он без колебаний согласился сыграть. Разумеется, сценарий «Иглы» был написан совсем не для Цоя и Пети Мамонова». Сам Цой сказал о фильме следующее: «Игла» - фильм не о том, как плохо быть наркоманом, а о том, как нас одурманивают. И не только наркотиками». В отличие от многих перестроечных картин «Иглу» отличает отсутствие тенденциозности - даже такие популярные и скандальные темы, как наркотики и секс, сведены к минимуму. В фильме больше от Годара и Серджио Леоне, чем от Ули Эдель, Даррена Аронофски или Бернардо Бертолуччи (имеется в виду «Последнее танго в Париже»). Цой должен был принять участие в истерне Нугманова «Дикий восток», этого не случилось из-за трагического события 15августа 1990года.

«Секс и перестройка» (1990), Франсис Леруа

От создателя четвертой части «Эммануэли». Самый фривольный фильм в фильмографии «последнего героя». В ней как раз есть все тенденции перестройки: «клюква», гласность, эротика. Ассистирует Франсису Леруа Абдеррахман Сиссако, мавританский режиссер, выходец из ВГИКа, любимчик Канн. Цой имеет косвенное отношение к сюжету: в определенный момент герои фильма оказываются на концерте группы «Кино». Видимо, она является в фильме олицетворением самого модного, свежего, молодежного.

«Последний герой» (1992), Алексей Учитель

Фильм посвящен памяти Виктора Цоя. Снимались родственники, друзья, близкие. Отрывки из фильмов с его участием, любительские съемки, концертные выступления. После «Рока» у Алексея Учителя накопилась масса архивного материала, из-за чего ему и предложили работу над документалкой. Сначала он отказался, аргументируя это тем, что Рашид Нугманов имеет больше морального права на съемки такого фильма. Но через год тот сказал, что не может взяться за проект, потому что был слишком близок с Виктором. «Последний герой» представляет собой смонтированные любительские видео, отрывки из фильмов и концертов с участием Виктора, а также воспоминания родных и близких музыканта. Сценарий к фильму Алексей Учитель написал совместно с Авдотьей Смирновой. В 2010году вышел фильм Ильи Смирнова «Виктор Цой. Легенда о последнем герое» по сценарию Александра Житинского, где создатели попытались отделить зерна от плевел, правду от вымысла.

«Солнечные дни» (1996), Джоанна Стингрей и Александр Липницкий
Документалка, смонтированная из частной видеохроники уже после смерти Цоя. Бытовые подробности, репетиции, концерты, интервью Джоанны Стингрей, взятое у участников группы. Все это пронизано светлым настроением, что полностью оправдывает название. В фильме звучат песни «Следи за собой», «Бездельник», «Попробуй спеть вместе со мной», «Любовь - это не шутка» и другие. Хороший подарок для фанатов.