Одним из уроков для муниципальной власти назвала отмену решения об оптимизации Зинаида Ефлова, заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ).
«Составление «дорожных карт» оптимизаций-реструктуризаций-реорганизаций образовательных организаций в тиши кабинетов - это чистейший формализм и пренебрежение мнением людей во имя невнятного и непонятного им «блага для них же». Вмешательство в любую социальную систему, образовательную или иную, может быть только деликатным, многократно взвешенным и согласованным с теми, кто внутри и рядом с системой. Неуместна поспешность. Порочна сосредоточенность на амбициях. Ведь на кону судьбы людей!» - считает эксперт.
После посещения отдаленного Пудожского района детский омбудсмен республики Геннадий Сараев высказался о том, что решение об объединении, реорганизации двух школ было преждевременным.
- Выяснилось, что работа по данному решению началась еще в 2015 году, но никаких конкретных шагов администрацией района и руководством школ сделано не было, - подчеркнул Геннадий Сараев. - Проведенные сходы жителей поселения показали однозначную позицию населения, выраженную в протесте против объединения школ и создания филиала Кривицкой школы в деревне Усть-Река. Учитывая расстояние между населенными пунктами - порядка 50 км, подвоз детей даже не рассматривался.
По сведениям омбудсмена, прогноз экономического эффекта от слияния школ является настолько незначительным, что говорить о повышении эффективности расходования денежных средств не приходится. «Безусловно, решение о повышении качества жизни детей и качества их образования - это приоритет в действиях местной власти, но неподготовленное, непродуманное управленческое решение может надолго отодвинуть перспективу развития территории в целом и школы в частности», - сказал Геннадий Сараев.
По данным карельского Минобра, в небольшой сельской школе деревни Усть-Река сегодня обучаются 18 школьников и 11 детей дошкольного возраста. Образовательный процесс организован в основном здании школы и двух зданиях детских садов в деревне Усть-Река и поселке Приречный. В школе работают 28 человек, из них 12 - педагогические работники, 15 - обслуживающий персонал, один руководитель.
- Школу Усть-Реки прежде всего поддержали родители, односельчане, местное самоуправление, многочисленные выпускники и друзья школы, коллеги… Потому что школа авторитетна и широко известна. Однако школе ни в коем случае нельзя успокаиваться и почивать на лаврах достигнутого результата, надо двигаться вперед, работать на опережение, быть еще более актуальной, современной, мобильной, - уверена Зинаида Ефлова.
Слова эксперта подтверждает еще один факт. Когда решение о формальной реорганизации, казалось бы, было принято, новость о реорганизации только докатилась до Москвы. Руководитель социального центра Святителя Тихона при Донском монастыре Москвы, член Совета Министерства образования России по вопросам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помощник депутата Госдумы РФ Ольги Баталиной Александр Гезалов подключился к тому, чтобы отстоять право детей на доступное образование.
«Прошу вас не допустить оптимизации малокомплектной школы в деревне Усть-Река Кривецкого поселения Пудожского района. Надо отметить, что Усть-Рецкая школа, которой уже 200 лет, признана лучшей в республике малокомплектной школой и является экспериментальной площадкой ПетрГУ для исследовательской и методической работы», - написал Александр Гезалов в обращении к главе Карелии Артуру Парфенчикову.
Педагогический коллектив совместно с главой Кривецкого поселения разработали план по сохранению школы с учетом сокращения ее финансирования. Педагоги, понимая экономическую «невыгодность» маленькой школы, подтянули кушаки - разработали и предложили программу внутренней оптимизации, которая может сэкономить более 2,5 млн рублей в год, это подтверждено документами, представленными руководителям Пудожского муниципального района (имеются в распоряжении редакции).
В свою очередь, комментируя решение о сохранении школы, Зинаида Ефлова напомнила коллегам, что педагогическому коллективу, тем более малочисленному, нельзя оставаться в одиночестве, замыкаться и закрываться, зацикливаться на своих проблемах, отгораживаясь от проблем других. «Еще и еще раз повторю: нужно объединяться для развития, для поддержки, для оперативной и своевременной помощи друг другу», - сказала кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ. Зинаида Ефлова является одним из инициаторов проведения научно-практического форума, посвященного улучшению образовательной ситуации в сельской местности. 18‑20 октября 2018 года в Карелии пройдет межрегиональный научно-практический форум «Социально-педагогические технологии в образовании: актуальность, перспективы и тенденции». Заявки на участие принимаются до 1 сентября. Подробнее об этом можно прочитать на сайте «Учительской газеты» (http://ug.ru/news/25477).
Напомним, в ходе Прямой линии с Владимиром Путиным обсуждалась подобная ситуация с закрытием школы. Тогда к главе государства обратились жители села Старая Суртайка Алтайского края. «Если школу закроют, село умрет», - сказали они. «Мои собеседники сказали очень правильную и ключевую вещь: школа закрывается - село умирает. А мы должны обеспечить, чтобы у нас люди не покидали села», - подчеркнул тогда глава государства.
«Учительская газета» продолжает следить за ситуацией в Карелии, где сейчас активно обсуждается ситуация с оптимизацией в детских садах Петрозаводска (читайте об этом в №28 «УГ»), объединение республиканской детской библиотеки и взрослой, национальной. Кроме того, на днях стало известно, что в деревне Куйтежа Олонецкого района Карелии закрывают детский сад. Несколько лет назад там с большим скандалом оптимизировали местную школу. С 1 сентября вслед за школьниками в соседнюю Мегрегу должны будут ездить и 15 детсадовских малышей от двух до семи лет.