​Среди победителей олимпиад есть разносторонние школьники, которые добиваются успехов на соревнованиях сразу по нескольким предметам. Станислав Крымский, победитель Международной олимпиады по физике, прошел в сборную по математике и, я думаю, точно бы прошел в сборную по химии. Среди юниоров, ввиду того что на олимпиаде IJSO нужны знания физики, химии и биологии, вообще сплошные универсалы, которые добиваются результатов сразу по нескольким предметам.
Есть сильные регионы и конкретные школы, из которых традиционно выходят ребята, побеждающие на олимпиадах: Москва, Санкт-Петербург, Саранск, Челябинск, Пенза, Воронеж, Ноябрьск и многие другие.

Массовость
Чтобы взрастить сильных олимпиадников в своей школе, необходимо вовлекать как можно больше ребят в олимпиадное движение, создавать возможности для дополнительной подготовки. Это могут быть занятия после уроков, вечерние факультативы. Из большого числа ребят, которые заинтересуются процессом на первом этапе, впоследствии останутся наиболее способные. Они будут достигать высоких результатов и станут частью олимпиадного мира - обширного движения единомышленников, существующего как в России, так и за рубежом. Организовать такие дополнительные образовательные мероприятия или нет, зависит от учителя. У многих наших педагогов нагрузки хватает, они выполняют очень большую работу, и на проведение таких занятий у них просто может не хватать времени. Поэтому во многом организация процесса зависит и от самой школы.
Практически невозможно стать победителем олимпиады, начав подготовку в девятом классе. Это слишком поздно. В последнее время олимпиадное движение активно развивается, конкуренция возрастает, поэтому нужно пробовать себя на олимпиадах уже с 7‑8‑го класса. Так, последние два года перед финалом олимпиады по физике имени Дж. К. Максвелла в образовательном центре «Сириус» в Сочи проводится большая образовательная смена для 7‑8‑х классов. Это дает детям фору.
Кроме того, важно решать побольше олимпиадных задач, разбираться в их специфике. Например, олимпиадная физика в отличие от школьной предполагает знание различных приемов и нюансов сверх школьной программы, которые позволяют решить сложные задачи всего в три строчки. Обучение на факультативах обычно направлено на освоение таких навыков.

Решение экспериментальных задач
Важно дать детям возможность решать много экспериментальных задач, а не зацикливаться только на теории, так как иначе на экспериментальном туре могут возникнуть трудности. Это довольно сложно осуществить. Для этого необходимо создавать для детей специальные условия: готовить в большом количестве практические задачи, оборудование. Чтобы упростить жизнь педагогам, можно на десять детей подготовить условно 20 задач: на одной неделе три человека решают один комплект задач, еще трое - второй комплект и так далее, на следующей неделе меняются.
Каждый класс изучает различные приемы в экспериментальных задачах: например, одиннадцатый класс - черные ящики с конденсаторами и катушками индуктивности, десятый класс - логарифмический масштаб для поиска степенной зависимости, девятый - погрешности, седьмой и восьмой - культуру оформления графиков, гидростатическое взвешивание и так далее. Если ребята будут решать много практических задач, то на экспериментальном туре у них не возникнет трудностей.
Действительно впечатляющие результаты приходят к тем, кто много занимается самостоятельно, постоянно погружается в новые знания, ищет и исследует. Важно читать книги по физике. Например, книгу Е.И.Бутикова, А.А.Быкова, А.С.Кондратьева или С.М.Козела, методические материалы, такие как журнал «Квант» и т. д.

Образовательные лагеря
Очень важно заниматься у разных преподавателей. Кто-то может лучше дать качественное видение какого-то раздела физики, кто-то научит технично «считать» задачи, а кто-то объяснит тонкости эксперимента. Встретиться с такими преподавателями можно в различных олимпиадных школах и лагерях, куда приезжают преподаватели из разных школ и вузов. Чтобы эффективно подготовиться к олимпиадам, на мой взгляд, нужно вырываться из привычного круга и зоны комфорта. Когда занимаешься только у одного преподавателя в школе, происходит застой.
Олимпиады - это еще и тусовка, это определенный круг общения. В лагере ребенок может пообщаться с более сильными ребятами, что мотивирует их стать лучше. Поэтому образовательные лагеря - это очень полезно. Например, на кампусе Московского физико-технического института проходит университетский лагерь «Олимпиадные школы МФТИ», где ребята учатся у преподавателей и студентов из разных вузов России и зарубежья и при этом живут, как студенты, на кампусе университета. На школах проводят три пары - шесть уроков в день, за смену уже 56‑60 уроков. Это довольно много, может быть, ребята сначала не справляются с объемами, но потом они переварят знания и получат результат.
О том, каково учиться физике в лагере по подготовке олимпиадников, рассказал десятиклассник из 148‑й школы Челябинской области Денис Валеев:
- В Олимпиадной школе МФТИ учат всему. Если у нас в школе нам три урока только объясняют, что такое конденсатор, то тут как-то мы сразу перешли на сложные задачи. То есть сначала подробно объяснили на теории, как все работает, и перешли к задачам, которые не сложнее, а просто намного интереснее и встречаются на олимпиадах. Если кто-то их не мог решить, то разбирали, чтобы понять, почему именно так. Не скажу, что было сильно тяжело. Преподавали так, чтобы было интересно.

Для международного уровня
Что касается Международной олимпиады по физике - это уже отдельная подготовка. Это более сложные, объемные задачи, которые значительно отличаются от задач Всероссийской олимпиады школьников. Они больше похожи на хорошие, сложные студенческие задачи. Здесь важно быстро вникнуть в условия задачи, быстро посчитать и выдать решение. Например, на международной олимпиаде могут дать задачу из атомной физики. Дети об этом знают немного, но в условии задачи кратко описывается, что происходит, они должны быстро вникнуть в новую тему и получить ответы на поставленные вопросы.
Чтобы стать кандидатом в сборную, нужно хорошо выступить на Всероссийской олимпиаде за 10‑й класс. После этого начинается подготовка к Международной олимпиаде. На этом этапе школьник изучает много материала, выходящего за рамки школьной программы. Делает он это как самостоятельно, так и при помощи преподавателя, а также на регулярных сборах (как обучающих, так и отборочных) на базе МФТИ в Долгопрудном и в образовательном центре «Сириус» в Сочи.

Преимущество
Олимпиадники в среднем знают чуть больше школьной программы. Например, момент инерции в школьную программу не входит, но многие олимпиадники его знают, потому что он помогает при решении механических задач на практическом туре. Опыт участия в олимпиадах как всероссийского, так и международного уровня делает процесс обучения в начале каждого семестра в вузе несколько проще. Это с одной стороны хорошо, с другой - каждый бывший олимпиадник должен быть внимательным и не пропустить тот момент, когда начинается совершенно новый материал, что, как показывает практика, студентам не всегда удается.

Что главное
По словам проректора по международным программам и технологическому предпринимательству МФТИ, создателя олимпиадных школ Алексея Малеева, в России олимпиадное движение очень развито, и на международных соревнованиях мы видим выдающиеся результаты наших школьников. Правильное окружение, сильные преподаватели, грамотно составленный план обучения - это, безусловно, важный компонент для победы. Но в конечном счете все зависит от самого школьника, его мотивации и усердия. Вузы и школы должны создавать благоприятные условия для развития талантов детей, ведь за ними будущее.
Но даже такие яркие победы национального и международного уровня далеко не самое главное, а победа на олимпиаде не самоцель. Участие и подготовка к ней дают возможность узнать что-то новое. Важно также суметь отделить успех ребенка от успеха преподавателя - победа на олимпиаде в первую очередь достижение школьника, а преподаватель ему помогает. Не стоит превращать участие в олимпиадах в спортивные гонки. Самое главное - научить ребенка физике, показать ему, как устроен мир, рассказать ему о красивых явлениях и удивительных процессах.

Леонид КОЛДУНОВ, преподаватель физики олимпиадных школ МФТИ, заместитель директора физтехшколы фундаментальной и прикладной физики МФТИ