​- Честно признаюсь, когда сама училась в школе, никогда не хотела быть учителем и вообще, можно сказать, считала дни и месяцы, когда же эта школа закончится, - говорит с улыбкой Игнатова. - К восьмому классу, когда все сверстники уже почти определились с будущей профессией, я рассуждала так: «Но только не учителем! Надо поскорее бежать подальше от школы!» Почему? Много несправедливого (с точки зрения подростка) я видела в школе - и в отношении учителей к ученикам, и во взаимоотношениях учителей между собой… Спасибо моей старшей подруге, благодаря которой я резко изменила мнение. Это случилось практически моментально. Она поступила в педагогический колледж и стала рассказывать о том, как готовится стать учителем. И меня будто озарило! В голове засело: «Я тоже хочу учить и воспитывать детей! Учить и воспитывать так, как сама считаю правильным и справедливым! Чтобы ученики с желанием шли в школу и ко мне на уроки!» С этой мыслью я пошла в девятый класс и на выпуске из школы уже твердо знала, кем хочу стать.
С тех пор Марина Владимировна ни разу не изменила своему убеждению. На протяжении тридцати лет каждый день, каждый час и каждую минуту, общаясь со своими учениками, она первым делом ставит себя на их место и оценивает себя с их позиции. Быть может, поэтому дети доверяют ей самое сокровенное. Уверены, Марина Владимировна поймет и поможет.
Каждый учитель знает, что такое отношение учеников дорогого стоит. Его непросто заслужить, потому что дети не терпят лжи, неисполненных обещаний, предательства, тем более от людей, которые изо дня в день учат их правильно жить.
В 2017‑2018 учебном году у Марины Владимировны Игнатовой была сложная задача - она приняла под свое крыло первый класс и осталась классным руководителем у своего выпускного пятого класса, продолжала вести здесь русский язык и литературу.
- Конечно, чтобы работать без единого «окна», нужна психологическая и физическая закалка, - признается Игнатова. - Силы мне прибавляла любовь к моим ребятам. За четыре года, что были вместе, я хорошо изучила каждого, а они меня. И, честно сказать, сейчас я чувствую удовлетворение от своего труда. Я старалась, чтобы для моих пятиклассников переход в среднюю школу был менее болезненным, а для малышей первый год учебы в школе был более комфортным. И как оказалось, такое совмещение пошло на пользу всем. Пятиклашки и первоклассники сдружились. Старшие опекали младших, старались вместе играть на переменах. Даже те из пятиклассников, у кого были проблемы с поведением и дисциплиной, стали мягче себя вести. В конце учебного года у нас прошел общий классный час. Прощались чуть ли не со слезами. Будущие шестиклассники обещали навещать будущих второклассников.
Что касается учебы, Марина Владимировна за своих старших спокойна - адаптацию к средней школе педагог начала проводить с ребятами еще в четвертом классе. Загодя выяснила, какие программы будут использоваться педагогами в преподавании основных предметов (в первую очередь математики и русского языка), и постепенно вводила в программу уроков задания по новой программе.
- Учителя начальных классов не обязаны этого делать, - поясняет Игнатова. - Это было мое личное желание. Дети не могут знать, какие трудности их поджидают при переходе из четвертого в пятый класс, но я-то знаю и стремлюсь соломку постелить - смягчить испытание, где в моих силах.
И надо же, за тридцать лет работы в школе никакой усталости, монотонности, разочарования!
- Ой, для меня год как один день - время быстро бежит. Как же с детьми заскучаешь? - продолжает Марина Владимировна. - Мои нынешние питомцы совершенно не похожи на первоклассников, которые были четыре-пять лет назад. Нынешнее поколение - это «компьютерные» дети, которые справляются с новой техникой легко, будто с рождения имели с ней дело. Это факт, я его так и воспринимаю соответственно. Ребятки дают мне дельные советы, как лучше запустить видеоурок на ин­терактивную панель или скачать фотографии со смартфона на другой гаджет. И это так здорово! Я вместе с детьми учусь! Мы вместе воспринимаем учебный материал, вместе над ним размышляем и делаем выводы сообща.
Марина Владимировна знает, что говорит. Если заглянуть в ее послужной список, столько дипломов и сертификатов об обучении и переобучении можно обнаружить! Любая педагогическая новинка, новая образовательная программа - все для Игнатовой интересно.
- Чтобы учить других, мне самой в первую очередь нужно развиваться, - считает Марина Владимировна. - Не могу я топтаться на месте. Поэтому с удовольствием работаю с новыми программами. Я работала по разным программам, которые есть для начальной школы («Школа 2100», «Школа 2000», «Начальная школа ХХIвека»), знаю плюсы и минусы каждой. И сейчас пробую вводить в основную программу наиболее удачные элементы из других.
Марина Владимировна, еще будучи студенткой, определила для себя, каким должен быть педагог, и, как показывает время, определила безошибочно. Доброта и самоотдача - вот главные качества педагога. Кто может это оспорить?!

Наталья ДОНОВСКАЯ, педагог-организатор школы №880, Москва

Справка «УГ»

Почетный работник общего образования Российской Федерации М.В.Игнатова стала победителем окружного конкурса «Самый классный классный» в номинации «Опыт и мастерство». За свой труд награждена почетными грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации, Департамента образования г. Москвы, Управления образования ЮАО г. Москвы.