В наших детских садах, как и во многих других в России, накоплен богатый опыт взаимодействия педагогов и родителей, однако главным условием сотрудничества является инициативность педагогов, которые реализуют образовательные программы. Взрослые члены семьи ребенка выражают свою готовность к совместным мероприятиям. Поэтому в детских садах педагоги организуют конкурсы, выставки детских работ, функционируют клубы для родителей, художественные мастерские, проходят совместные праздники и родительские конференции, тематические круглые столы и практические семинары.
Но привлечение родителей к активной жизни детского сада и организация педагогического просвещения в рамках серии мероприятий не решают главного вопроса, который поставлен в стандарте: помощь и поддержка семьи в разработке индивидуального образовательного маршрута ребенка.
С 2016года в Российской академии образования организована сетевая площадка «Разработка модели центра информационно-образовательной поддержки родителей детей дошкольного возраста на базе ДОО», в которой объединились несколько образовательных организаций Северной Осетии и Удмуртской Республики. Совместно с научным руководителем О.Е.Веннецкой, к. п. н., заведующей лабораторией профессионального образования РАО, мы ориентированы на разработку программы родительского университета для поддержки и помощи родителям в образовании детей дошкольного возраста.
В рамках инновационной площадки мы провели анализ ситуации взаимодействия педагогов и родителей. Обратили внимание, что современные родители постепенно начинают понимать, что за воспитание и образование их ребенка семья несет ответственность, а не образовательная организация. Причем в детских садах, где организовано много разнообразной активности для семьи ребенка, родители в вопросах образования отдают предпочтение педагогам, а педагоги обвиняют семью в том, что взрослые перекладывают всю ответственность за воспитание и образование на организацию.
А в детских садах, где созданы условия для поддержки инициативы, демонстрации собственного опыта семьи в воспитании дошкольника, родители обращают внимание на то, что профессионализм педагога важен в содействии и помощи ребенку в образовании, но семья сама может решить вопросы подготовки к школе, дополнительного образования.
Сегодня родителей все больше интересуют такие вопросы: как в условиях семьи организовать образование детей; какие специалисты необходимы ребенку в том или ином возрасте; как провести досуг с ребенком; как раньше выявить склонности ребенка; как привить любовь к чтению; что нужно знать родителям будущего первоклас­сника; что делать, если ребенок упрямится, психологические особенности дошкольников; как влияют речевые нарушения на обучение в школе и т. п. (см. диаграмму 1).
Проведенный анализ эффективности форм сотрудничества педагогов и родителей позволил нам назвать наиболее востребованные семьей ребенка формы взаимодействия взрослых. Из традиционных форм сотрудничества родители отметили родительское собрание, конкурсы, выставки, дни открытых дверей, консультации, встречи со специалистами, праздники и развлечения. Причем родительское собрание все родители обозначили как наиболее востребованную форму общения, но при условии, что на нем решаются задачи образования детей и отсутствуют финансовые вопросы.
Из нетрадиционных форм совместной деятельности родители обратили внимание на родительские конференции, где представляется опыт семьи по воспитанию и образованию детей, а также онлайн-общение, через скайп, интернет-почту, сайт организации, использование социального мессенджера (см. диаграммы 2, 3).
В ходе анализа ситуации мы выявили основные вопросы родителей в образовании детей. Современных родителей интересует: как должен развиваться ребенок в младшем и старшем возрасте, в чем отличие; как помочь детям, если у них есть проблемы с развитием речи; как общаться с педагогами, чтобы взрослые стали союзниками; сколько нужно игрушек, чтобы их хватило ребенку; когда начинать готовить ребенка к школе; каким должен быть педагог в детском саду для ребенка 3‑4лет; в чем заключается самостоятельность ребенка дошкольного возраста, какие музыкальные произведения давать слушать детям 5‑6лет.
Данная ситуация позволила нам разработать и внедрить новые проекты. Опираясь на запросы родителей, сегодня мы апробируем две формы взаимодействия с родителями воспитанников: информационно-образовательная поддержка (далее - ИОП) семьи ребенка на платформе «Вебинар» Российской академии образования и диалоги при свидетелях как форма представления результатов образования ребенка, его поддержка взрослыми семьи.
ИОП осуществляется нами в соответствии с образовательными запросами родителей. Мы через беседы, интервью со взрослыми выяснили вопросы, которые интересуют родителей, провели их рейтинг, частоту и длительность возможности общения через интернет-портал и предложили взрослым серию вебинаров.
Сегодня мы провели три вебинара по ИОП: «Особенности развития детей дошкольного возраста», экспертом выступила Г.В.Глушкова, кандидат педагогических наук, педагог-организатор ГБОУ школы №1598г. Москвы, лауреат премии «Грант мэра Москвы в области образования». Второй вебинар был посвящен «Особенности развития речи детей», его эксперт Л.В.Петленко, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник РАО, учитель-логопед, автор серии учебников по русскому языку для начальной школы. На третий вебинар родители выбрали тему «Игры и игрушки дошкольника в условиях детского сада и семьи», в роли эксперта на вебинаре выступала С.И.Мусиенко, исполнительный директор издательства «Линка-Пресс», методист частной школы, член Межрегиональной общественной организации «Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей».
На вебинарах с каждым разом увеличивалось число участников. Всего на платформе «Вебинар» было зарегистрировано 476 посетителей из инновационных площадок. Записи вебинара были разосланы всем участникам, они могли просмотреть его в удобное для себя время, затем обсудить друг с другом и педагогами в детском саду.
По ходу вебинара взрослые активно переписывались в чате, задавали волнующие их вопросы, получали компетентное мнение эксперта по поводу разных ситуаций образования детей. Эксперт в течение 30 минут рассказывает взрослым о важных аспектах в воспитании и развитии детей дошкольного возраста, знакомит их с путями решения вопросов образования ребенка. Затем в прямом эфире он отвечает на серию уже высланных заранее от педагогов и родителей образовательных вопросов и несколько вопросов чата, на остальные вопросы педагоги и родители получают ответы по почте.
Необходимо отметить, что серия таких вебинаров была проведена на территории Северной Осетии и Удмуртии. В вопросах педагоги и родители описывали традиционные ситуации взаимодействия с детьми, это позволило родителям и педагогам визуально объединиться, ознакомиться с опытом воспитания детей в разных регионах России.
Такая форма работы привлекла внимание педагогов и родителей и стала востребованной ими. Поэтому в перспективе на следующий год мы планируем продолжить ИОП, привлекая к сотрудничеству новых специалистов дошкольного образования для поддержки и помощи родителям в повышении их педагогической компетентности.
Еще одной формой сотрудничества с родителями сегодня стали диалоги при свидетелях. Суть данных диалогов заключается в обобщении и представлении лучшего опыта семейного воспитания. На площадке для диалогов собираются семьи, которые рассказывают о том, как они поддерживают своего ребенка, чтобы он смог стать успешным.
Необходимо отметить, что пе­рейти к диалогу - задача сложная как для педагогов, привыкших недо­оценивать родителей, так и для родителей, которым непросто проанализировать свой опыт воспитания, найти средства семейного воспитания, которые позволили ребенку добиться высоких результатов, еще сложнее представить свой опыт публично.
Диалоги при свидетелях - комплексное образовательное мероприятие. Чтобы другие родители оценили достижения ребенка, необходимо эти достижения представить. Мы оформляем выставки, делаем презентации, проводим в группе с детьми мастер-классы, прежде чем будет представлен опыт семейного воспитания на сообщество родителей. Нам важно, чтобы дети и родители ознакомились с достижением, успехами конкретного ребенка, чтобы затем смогли задать семье конкретный вопрос, который помог бы принять идею, практику, а затем найти свой путь поддержки ребенка.
Сегодня мы провели серию диалогов при свидетелях. Формами, где они были представлены, стали родительские собрания, деловые клубы для родителей, образовательные семинары.
На первых диалогах педагоги сами выбирали детей и семью для представления, затем анонимным голосованием отдавали предпочтение родители. Надо отметить, что на диалоги показывать достижения детей в нашем детском саду приходят несколько членов семьи. В рассказах о ребенке взрослые дополняют друг друга, общаются с ребенком и вспоминают значимые для него образовательные ситуации.
Не сразу родители вступали в диалог, постепенно при поддержке педагогов они начали анализировать, делиться опытом, демонстрировать пути решения педагогических вопросов.
Большую подготовительную работу проводят педагоги с родителями, присутствующими на диалогах: совместно подбирают вопросы, обговаривают представление образовательных ситуаций и т. п.
Диалоги при свидетелях не предлагают готовых ответов, а приглашают собеседников к совместному поиску ответов на актуальные вопросы воспитания, образования и развития детей. В диалоге взрослые получают возможность поделиться полезной информацией в вопросах воспитания и развития детей, высказать свою и ознакомиться с другой точкой зрения на практику воспитания ребенка, договориться по принципиально важным позициям образования детей, поразмышлять, познать себя и другого человека.
Наша инновационная площадка ориентирована на разработку таких форм сотрудничества с родителями, которые направлены на «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
Коллективы инновационных площадок разрабатывают содержание сотрудничества взрослых, ориентируясь на возможности и интересы родителей, применение новых форм согласуется с родительской общественностью. Такой подход позволяет выбрать наиболее эффективные пути взаимодействия взрослых и совместно поддержать образовательный процесс в детском саду.

Раиса БАТЫРОВА, заведующая детсадом №107 «Суадон», Владикавказ, РСО - Алания