Думаю, многие со мной согласятся, что никогда перед системой образования не стояло более сложной задачи, чем сейчас. Какой же должна быть современная школа, какие ожидания возлагают на нее ученики, семья и государство, в каком направлении будет развиваться наше образование? Давайте поразмышляем на эту тему.
Что такое образование в гуманитарном смысле слова? В 2012году Закон «Об образовании в РФ» дал однозначный ответ: «Образование - это общественно значимое благо, осуществляемое в интересах человека, семьи, общества и государства». Это означает, что современная школа должна отвечать интересам всех перечисленных бенефициаров - конкретного человека, отдельной семьи, общества в целом и глобально государства, и именно в такой последовательности.
В свете сказанного основной целью системы образования в нынешних условиях является создание условий и помощь в максимальной самореализации КАЖДОГО человека. Эта цель объединяет интересы и личности, и семьи, и общества, и государства в целом, а также отвечает принципу справедливости.
Реализовавшийся человек (Homo realizatus) чувствует себя успешным и счастливым. Он мотивирован на плодо­творный качественный труд и созидание, что создает условия для развития экономики страны и роста ее благосостояния. Такой человек готов гибко реагировать на внешние изменения, что делает устойчивым общество и государство в целом. Он способен обеспечить достойное содержание себя и своей семьи. Успешный человек любит свою Родину, потому что с ней связаны его жизненный успех и счастье.
Какие задачи необходимо решить системе образования, чтобы достигнуть обозначенной цели?
Прежде всего надо помочь каждому обучающемуся найти свои сильные стороны и обеспечить их дальнейшее развитие. Все мы очень разные, но нет детей абсолютно не способных. Обществу необходимы люди, обладающие различными качествами личности, навыками и компетенциями. Вместе с тем действующая система школьного образования многие годы ориентирована в основном на продолжение обучения в вузе. Именно этим показателем до сих пор общество определяет качество школьного образования и успешность ребенка как обучающегося.
Такая ориентация школьного образования фактически оставляет неуспешными значительную долю детей, снижает их мотивацию к учебе и созидательному труду. Помогая ребенку раскрыть и развить его сильные стороны (в творчестве, спорте, освоении наук, техническом труде, социальном общении и т. п.), школа дает возможность ему почувствовать себя уверенным и востребованным, стать в будущем успешным членом общества при любом уровне способностей и социального статуса семьи, а обществу и государству - подготовить специалистов с разнообразными навыками и компетенциями.
Вторая задача заключается в формировании крепких нравственных принципов и моральных ценностей. Безусловно, воспитание человека - это не только задача системы образования, но и семьи, общества и государства. Но роль школы в этом процессе велика. Формируя нравственные принципы и моральные ценности, мы, по сути, помогаем ребенку создать внутреннюю основу, так называемый нравственный иммунитет, который будет защищать человека на протяжении всей его жизни. В современном мире в условиях информационного общества многие вопросы уже не решить только путем запрета и контроля. Без крепкой нравственной основы человек рискует не устоять перед многочисленными информационными атаками и манипуляциями.
Третья задача касается формирования потребности в постоянном обучении на протяжении всей жизни, то есть школа должна научить ребенка учиться. Стремительное развитие науки и технологий приводит к быстрой девальвации ранее полученных знаний. С раннего детства система образования должна сформировать понимание у ребенка, что без постоянного получения новых знаний, навыков и компетенций невозможно успешное развитие. Добиться этого можно, только сделав процесс обучения новому увлекательным и интересным.
Школа должна также научить ребенка правильно работать с информацией (поиск, оценка, верификация, использование). По оценкам различных специалистов, объем информации, сгенерированной за последние десятилетия, многократно превышает объем, созданный за все предыдущие годы человеческой истории. Изменились способы передачи, хранения и обработки информации. Одновременно с этим меняется и функция современной школы. Преподаватель перестал быть основным источником информации для ученика. Задача системы образования не только передавать ученику знания, но и учить его умению ориентироваться в огромном потоке информации, осуществлять поиск нужной информации и ее оценку на предмет пригодности, достоверности, безопасности. Важно наполнить информационное пространство интересным и полезным для развития ребенка контентом, использовать возможности, предоставляемые современными информационными технологиями, для более эффективных методов и способов образования.
Без понимания и знания базовых научных принципов сложно сформировать фундамент для получения образования, в том числе образования на протяжении всей жизни. Если ребенок не представляет себе практическую пользу от теоретических знаний, у него снижаются интерес к обучению и эффективность самореализации. Задача школы на современном этапе заключается в том, чтобы дети научились полученные академические знания применять на практике, чтобы умели со­единять теорию с практикой. Конечно, это нелегко сделать. Помните у классика: «Теория, мой друг, суха, но зеленеет древо жизни».
Современный человек живет в обществе и не может быть успешен, если не обладает различными социальными навыками, например такими, как способность сопереживать, готовность прийти на помощь, умение общаться, адаптироваться к изменяющимся условиям, работать в команде, планировать и организовывать свою деятельность; обладать правовой и финансовой грамотностью. Очень важно, чтобы наши дети выросли активными и ответственными гражданами.
Через какие направления и механизмы целесообразнее решать эти задачи? Полагаю, что такими механизмами должны стать: индивидуализация образовательного процесса (выявление и развитие талантливых детей, поддержка отстающих, ранняя профилизация и профориентация); цифровизация образования; обновление образовательной инфраструктуры; модернизация системы подготовки, переподготовки и аттестации педработников; стимулирование развития среднего профессионального образования и системы переподготовки взрослого населения; внедрение механизмов государственно-частного партнерства в системе образования и формирование образования как отрасли экономики, в том числе внешней.
В разной степени эти механизмы и направления уже получили свое развитие в системе образования, но на современном этапе требуют продолжения и усиления.
Через индивидуализацию образовательного процесса, позволяющего эффективно вести работу как с одаренными и талантливыми детьми, обеспечивая пополнение и воспроизведение интеллектуального потенциала нации, так и с детьми, испытывающими трудности в обучении, находя для них свои траектории успеха, реализуется принцип социальной справедливости, обеспечивающий максимальную самореализацию ребенка независимо от его способностей, состояния здоровья и социального положения семьи. Именно индивидуализация образовательного процесса дает возможность еще на ранней стадии развития ребенка определить его сильные характеристики и развить их наиболее эффективно.
Полагаю, что индивидуализация образования должна стать ключевым направлением развития, так как именно такой подход обеспечит существенное повышение качества человеческого капитала.
Одно из важнейших направлений развития современного образования - цифровизация - позволяет комплексно решить целый ряд задач: обеспечить индивидуальную образовательную траекторию; повысить доступность качественного образования для каждого ребенка независимо от его места жительства, социального статуса и способностей; повысить качество и эффективность образования без кратного увеличения вложений в материальную инфраструктуру образовательных учреждений (строительство новых зданий, создание лабораторий) за счет виртуализации и имитации реальных процессов; за счет оперирования большими базами данных создать эффективную систему поиска и работы с талантливыми и одаренными детьми, а также выявления и поддержки неуспешных или психически неустойчивых детей; выделить наиболее эффективные образовательные программы и методики, найти и распространить опыт наиболее успешных педагогов за счет оперирования большими базами данных; повысить независимость и объективность оценки качества образования, а также профессиональных компетенций, в том числе педагогов; создать систему непрерывного обучения, в том числе профессионального в течение всей жизни; сформировать навыки работы в цифровом пространстве, умение работать с информацией с раннего детства; создать условия для развития образования как отрасли экономики, повысить привлекательность российского образования для зарубежных потребителей.
Вместе с тем цифровизация требует обновления информационно-технологической инфраструктуры школы (высокая скорость Интернета, цифровые учебные и административные сервисы, сетевое оборудование, цифровые панели и др.). Многие школьные здания созданы более 20‑50лет назад, они технически и морально устарели, их структура и дизайн не позволяют эффективно внедрять в образовательный процесс современные методы обучения и воспитания. Около четверти школ вынуждены вести занятия в двух-, а иногда и в трехсменном режиме. На протяжении нескольких лет в России реализуются масштабные проекты по модернизации образовательной инфраструктуры: создано более миллиона мест в дошкольных учреждениях, построены сотни новых школьных зданий. Государством на эти цели выделяются значительные бюджетные средства. Однако позитивная демографическая динамика последних десяти лет требует более быстрых, интенсивных преобразований. Эффективным механизмом, позволяющим создать современную инфраструктуру раньше и в большем объеме, чем это было бы возможно при традиционном бюджетном финансировании, может стать механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Принятое в последние годы федеральное законодательство в области ГЧП и концессии позволило, в частности, АО «Газпромбанк» реализовать ряд успешных проектов по строительству современных зданий для детских садов и школ в Томской области, Петербурге и Ямало-Ненецком автономном округе. Уверена, что для решения задачи быстрого и эффективного обновления образовательной инфраструктуры механизмы ГЧП будут использоваться еще более активно. Если тема вызовет интерес читателей, можно более подробно рассказать о том, как это работает.
Как видим, за последние годы в системе образования сделано многое. Но многое еще предстоит изменить. Таких изменений требует будущее. И оно диктует необходимость новых подходов к образованию, которые, конечно же, должны базироваться на том лучшем, что наработали наши предшественники, система образования.
Нам есть чем гордиться! По результатам сопоставимых международных исследований в области образования наша начальная школа, которая, к слову сказать, раньше всех перешла на ФГОС, одна из лучших в мире. У нас талантливые ученики. Чтобы убедиться в этом, стоит взглянуть на результаты международных олимпиад и конкурсов. В России подрастает поколение активных, социально ответственных граждан. Посмотрите результаты последнего международного сравнительного исследования качества граждановедческого образования ICCS-2016. Там много показателей, характеризующих высокие результаты российских школьников и динамику их развития. Но больше этих показателей меня радуют другие. Те, что касаются нравственных ориентиров наших подростков, их представлений о том, что хорошо для демократии, а что плохо, предрасположенности в будущем активно участвовать в политической, общественной и социальной жизни, быть активными гражданами.
И хотя мы пока не в пятерке лучших образовательных систем мира, но в наших силах сделать так, чтобы в ближайшие годы Российская Федерация там оказалась. Задача, поставленная президентом, сложная, многокомплексная, многофакторная, но выполнимая.
И выполнение этой задачи во многом зависит от учительского сообщества. Как сказал новозеландский профессор Джон Хэтти в книге «Видимое обучение»: «Все предложения... могут быть реализованы, если педагоги будут открыты для восприятия новых идей». Задача государства и общества - помочь в этом современному учителю. А как это сделать, предлагаю обсудить в следующих номерах «Учительской газеты».