​Не секрет, что сегодня в России наблюдается старение педагогического состава школ и вузов. Существует определенный дефицит информации на этот счет, и найти достоверные отечественные данные о среднем возрасте российских педагогов не так уж просто. Однако согласно результатам последнего Международного исследования систем преподавания и обучения TALIS (Teaching and Learning International Survey), в котором принимала участие и Россия, средний возраст наших учителей в 2016году составил 52года. А доля учителей в возрасте 50‑59лет существенно выше, чем у остальных стран - участниц исследования, - почти 30%.
Средний возраст профессорско-преподавательского состава вузов, по некоторым оценкам, тоже постоянно растет и уже перевалил за 48лет, причем 6% преподавателей вузов - это люди старше 65лет. Далеко за примером ходить не надо: на кафедре философии и методологии науки Саратовского государственного университета, где я работаю, средний возраст преподавателей в нынешнем учебном году составлял 64года. Такое положение дел обусловлено целым рядом объективных причин, уменьшающих приток молодых преподавателей в сферу образования: падением престижа профессии, сравнительно невысокими зарплатами в этой области, состоянием рынка труда, трансформацией системы ценностей.
Предстоящие изменения пенсионного возраста не могут не увеличить эти и без того высокие цифры. Как это скажется на качестве преподавания? Какой возраст педагога предпочтительнее для преподавания современным школьникам? Студентам?
Начну со следующего предположения: несмотря на то что возраст не является однозначным критерием профессиональной пригодности, от него зависят основные профессиональные качества любого преподавателя. Последние в свою очередь определяют достижения учащихся в обучении, качество знаний. Конечно же, существуют и особые, не описываемые количественно, от возраста напрямую не зависящие явления, такие как педагогический талант, одаренность в профессии. Это всегда штучный товар, и талантливым преподавателем может быть и зрелый, и пожилой, и молодой человек.
Однако можно назвать целый ряд профессиональных характеристик педагога, которые от возраста явно зависят: педагогический опыт, квалификация, объем знаний, память, способность к коммуникациям. Нельзя забывать и о психологическом и физическом здоровье. Последние важны для всякой деятельности, а для педагогической - более чем для всех остальных: педагог по определению должен быть здоровой личностью. К сожалению, психологические, медицинские, педагогические исследования, выявляющие зависимости всех этих характеристик от возраста, практически отсутствуют, но можно приблизительно оценить их, опираясь на некоторые факты и здравый смысл.
Очевидно, что педагогический опыт с годами должен расти - чем дольше учитель, преподаватель работают в профессии, тем этот опыт богаче и разнообразнее. Но вот уже с профессиональной квалификацией все не так просто, и прямой ее зависимости от возраста, скорее всего, наблюдаться не будет. Дело в том, что современное образование становится все более инновационным, а педагогические методы все чаще опираются на владение компьютером, мультимедийными устройствами, Интернетом, на принципиально новые знания и навыки. Их далеко не просто бывает освоить пожилым педагогам, в то время как молодые преподаватели делают это с легкостью. И снова обращусь к собственным наблюдениям: в Саратовском государственном университете многие пожилые педагоги так и не смогли освоить компьютер.
Не растет пропорционально возрасту и объем знаний. Он, по-видимому, имеет тенденцию к насыщению, достигая максимума примерно к 45‑50годам, но снова сужу по себе, и снова необходимы серьезные исследования. Во многом это связано с уменьшающейся с годами способностью к обучению. Но ведь науки стремительно развиваются, и квалифицированный педагог должен быть в курсе последних научных достижений, должен постоянно учиться сам, а с возрастом это делать сложнее.
Что касается памяти, без которой невозможна работа педагога, то она, разумеется, с годами ни у кого не улучшается. Физическое здоровье вещь тоже индивидуальная, но с возрастом ухудшается и оно, а Россия не относится к числу стран, в которых показатели здоровья у пожилых людей достаточно высоки.
Психологическое же здоровье учителей и преподавателей напрямую связано с явлением нередким в нашей стране в нынешних условиях - с профессиональным выгоранием. Профессиональное выгорание - это психологический синдром, открытый сравнительно недавно (Морроу, 1981г.), но сегодня хорошо изученный. Он возникает в результате накапливания отрицательных эмоций без необходимого освобождения от них; по сути, это сильный и длительный, связанный с профессиональной деятельностью стресс. Профессия педагога, предполагающая большие эмоциональные и физические нагрузки, является одной из наиболее рисковых в смысле профессионального выгорания, а если оно случилось, продолжать работать на должном, высоком, уровне преподавателю практически невозможно.
Не секрет, что в сегодняшней России существует множество факторов, способствующих массовому профессиональному выгоранию педагогов: беспрецедентная бюрократизация и формализация образования, связанные с необходимостью постоянно заполнять огромное количество бумаг; слишком частые новшества и перестройки педагогического процесса; низкий уровень жизни многих педагогов, недостаточные зарплаты; слишком высокие нагрузки, не оставляющие времени для отдыха; уже упоминавшееся падение престижа профессии; нередко отсутствие морального удовлетворения от работы, связанное со снижением ценности образования для молодых; неопределенность будущего. Обо всех этих факторах в последнее время тоже много пишут, они хорошо известны, и многие педагоги испытывают их влияние на себе в полной мере. Очевидно, что с годами, по мере того как усталость и отрицательные эмоции накапливаются, профессиональное выгорание усиливается.
При обсуждении проблемы возраста преподавателей нельзя не остановиться и на важнейшей для профессии педагога способности - способности к коммуникациям. Образовательный процесс - это постоянная, ежедневная, ежеминутная коммуникация учителя и ученика, профессора и студента. Но ведь коммуникации бывают подлинные и формальные, положительные и отрицательные. Настоящая, подлинная коммуникация - это живое и деятельное общение, установление устойчивой обратной связи между теми, кто общается. И коммуникация оказывается положительной, дает желаемый результат только в том случае, если существуют взаимный живой интерес ее участников, общая цель, близость представлений, удовольствие от общения. А постоянная отрицательная коммуникация, когда обратной связи не возникает, когда общение остается лишь формальным, и приводит к профессиональному выгоранию.
Коммуникабельность как психологическое свойство личности тоже напрямую от возраста не зависит, но может развиваться, ей можно на­учиться. И нередко умение общаться с учениками приходит к учителю с годами, так что молодым учителям на первых порах это делать труднее, чем более опытным. Но при прочих равных условиях способность успешно коммуницировать в значительной мере определяется и принадлежностью к определенному поколению - людям одного или соседних поколений в целом легче общаться друг с другом, чем людям, сильно различающимся по возрасту.
В сложные же периоды социального развития, когда возникают радикальные изменения во многих общественных сферах, общаться людям разных поколений зачастую становится крайне сложно. Поколению книжной культуры и еще советского воспитания (учителям, которым сегодня за 40) и поколениям посткнижной культуры, интернет-культуры (детям, подросткам) становится все сложнее понимать друг друга. Проблема отцов и детей стара как мир, но в эпохи, подобные нашей, ментальный разрыв между поколениями может стать настоящей пропастью.
Таким образом, при оценке оптимального возраста современных российских преподавателей возникает непростая ситуация. На одной чаше весов сверхценный педагогический опыт и высокий профессионализм зрелых педагогов, отягощенных, к сожалению, неизбежной психологической усталостью, профессиональным выгоранием, сложностью коммуникаций с теми, кто вырос в совсем другую эпоху. На другой - способность молодых педагогов легко общаться со своими юными воспитанниками, энергия, технологические навыки и более высокая способность к обучению, культурная подвижность. Наверное, существуют и оптимальное сочетание необходимых современному педагогу качеств, а также оптимальный возраст, скажем, 35­‑45лет, но последнее нуждается в серьезных исследованиях. Однако, если это так, то именно тридцати-сорокалетние учителя и преподаватели должны наиболее эффективно обучать школьников и студентов.
Преподавание, школьное и вузовское, - это всегда коллективный проект, а в идеале аналог хорошей семьи, где есть место и молодым, и старым, где все должно находиться в правильной пропорции.
Подчеркну еще раз: речь идет только о средних оценках, которыми личность и профессионализм педагога не описываются в полной мере. И главными критериями профессиональной пригодности всегда остаются призвание, любовь к своей работе, личные способности, душевные качества, которые и делают человека превосходным учителем, иногда на всю жизнь. Но ясно и другое: учитель может оставаться в профессии только до тех пор, пока он физически, психологически, эмоционально здоров, пока он приносит пользу. Неизбежное же увеличение длительности профессиональной жизни педагога, связанное с возможным увеличением пенсионного возраста, может отрицательно сказаться и на качестве жизни работающих немолодых учителей, и на качестве знаний учащихся, оно может сильно ухудшить учебный процесс.

Вера АФАНАСЬЕВА, доктор философских наук, профессор Саратовского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского