С музыкой и песней отношения у Ивана Дмитриевича давние, можно сказать, взаимная любовь: учился в музыкальной школе, играет на баяне, пел, когда служил на флоте, потом в знаменитом на всю область ансамбле «Черноземочка» Воронежского сельскохозяйственного института (сейчас агроуниверситета). Очень любит выходить на сцену вместе со своими воспитанниками: сегодня в Губернском педагогическом колледже одних только хоровых коллективов девять, а ведь есть еще духовой оркестр, музыкальные ансамбли, театральная и фотостудии. Дело в том, что основной организацией, на базе которой был создан Губернский педагогический колледж, стал Воронежский музыкально-педагогический колледж, где обучали будущих музруководителей для дошкольного образования и учителей музыки для школ, а также воспитателей и учителей начальных классов. В 2016‑м к ВМПК присоединили педагогические колледжи городов Россошь и Павловск, а также педагогический техникум Бутурлиновки.
Всего в Губернском педколледже сегодня обучаются около 2000 студентов, из них чуть более 200 - воспитанники музыкальной школы-интерната, существующей при ВМПК. Каждый год сюда принимают по конкурсному отбору 25 первоклашек из Воронежа и районов области. Они учатся девять лет, осваивая одновременно музыкальные дисциплины и общеобразовательные. Выбирают инструмент - фортепьяно, аккордеон или баян, а после девятого класса могут продолжить свое профобразование здесь же на музыкальном отделении колледжа и стать в дальнейшем преподавателем музыки в школе или детском саду. Параллельно идет набор на специальности «учитель начальных классов» и «воспитатель детского сада», но сюда уже можно поступить, не имея начального музыкального образования, а только по конкурсу аттестатов. В Павловском филиале готовят учителей обычной и адаптивной физкультуры, в Россошанском получают специальность техника по обслуживанию компьютеров, а в Бутурлиновском филиале есть отделение дизайна. Всего Губернский педагогический колледж дает специальности по девяти направлениям, на некоторых уже солидный конкурс: в прошлом году на дошкольное отделение было до четырех человек на место, а на отделение начальных классов - более двух человек на место.
- Мы делаем акцент на воспитательном процессе, - говорит директор колледжа. - Потому что нам надо готовить не просто учителя, а воспитать человека с большой буквы. Хотим, чтобы наши студенты не только осваивали образовательный стандарт, но и понимали, что такое культура и искусство, что такое творческий процесс в музыке, театре, литературе и так далее. Поэтому в колледже много музыкальных коллективов и студий дополнительного образования, также мы работаем в контакте с Литературным музеем, с Музеем изобразительных искусств имени Крамского, возим наших студентов в музей-усадьбу Веневитиновых.
Директором колледжа Иван Образцов был назначен в 2013году по поручению тогдашнего губернатора Алексея Гордеева. До этого, с 1997года, работал главой самого большого в Воронеже Коминтерновского района, а в 2005‑м возглавил Департамент культуры в правительстве Воронежской области. Дипломы об окончании сельскохозяйственного института и Академии госслужбы в этом только помогали: легко находил общий язык с главами сельских районов и буквально заражал их своей любовью к музыке и песне. Когда пришел на должность директора колледжа, старые связи пришлись очень кстати: и когда ремонтировал старое здание колледжа постройки конца пятидесятых, и когда благоустраивал его совсем немаленькую - четыре гектара - территорию. На ремонт выделили 10миллионов рублей, а по-хорошему надо было просить сразу 20. Сегодня, за четыре с половиной года пребывания Образцова в должности директора, в развитие колледжа вложено около 50миллионов рублей.
- Мы полностью сменили материально-техническую базу, появились интерактивные доски в каждом учебном кабинете, два новых компьютерных класса, во дворе многофункциональная спортивная площадка. Новых музыкальных инструментов закупили на 7,5миллиона рублей. Этот вопрос удалось решить через благотворительный рождественский бал, который традиционно проводил губернатор, и все пожертвования шли на поддержку одаренных детей области.
В колледже отремонтировали спортивный зал, а актовый практически сделали заново. Сегодня в нем проходят все большие мероприятия, и выступать на такой сцене одно удовольствие - объемный звук, опускающийся основной экран, лазерный экран, единый пульт управления, есть выход со сцены в учебный класс, а в прошлом году в завершение отделки установили новые кондиционеры. Спрашиваю директора, как решались проблемы сотрудников трех присоединенных филиалов, пришлось ли кого-то увольнять. Отвечает стихами:
- Пока мы боль чужую чувствуем, пока живет в нас сострадание, пока мечтаем мы и буйствуем, есть нашей жизни оправдание! Сегодня система образования постоянно претерпевает изменения, хотя, по существу, это консервативная среда, на мой взгляд. Но некоторые сегодняшние новации не только не помогают, но и в какой-то мере мешают учебному процессу. Тем не менее мы стремимся идти в ногу со временем, так как современная цифровизация и глобализация не позволяют сидеть на месте, а система объединения сегодня действует во многих отраслях. Наш Губернский колледж - это практически две тысячи студентов и триста с лишним преподавателей. И люди у нас чудесные, удивительные! Все остались на своих местах, потому что представить без них сегодняшнее среднее педагогическое образование в нашей области невозможно. Например, Ольга Гарбуз, директор Павловского филиала, всю свою профессиональную жизнь посвятила Павловскому педучилищу, которое в 2020году отметит свое столетие. Немало добрых слов можно сказать о Россошанском и о Бутурлиновском филиалах, руководители там остались те же, сейчас они в статусе директоров филиалов Губернского педагогического колледжа. В их функционале особенных изменений не произошло, но взаимодействие с нами и между собой усилилось. Они согласовывают с нами и штатное расписание, и свои программы, а я бываю там чаще. И в Россоши, и в Бутурлиновке, и в Павловске прекрасно понимают, что такое дуальное обучение, и поддерживают наш основной проект, над которым мы работаем уже год.
Проект, о котором говорит Иван Дмитриевич, колледж реализует по заданию областного Департамента образования, науки и молодежной политики совместно с Воронежским областным институтом развития образования. Базовыми площадками охвачены 13 районов, в них 25 школ и 9 детских садов, у колледжа есть свой транспорт, и студенты начиная с первого курса имеют возможность присутствовать на уроках и занятиях дошкольников, общаться с детьми и учителями-профессионалами, наблюдать, перенимать опыт. Причем делают это как воронежские студенты, так и студенты остальных трех филиалов. Организовывать учебно-методическую часть проекта директору помогает его первый заместитель кандидат исторических наук Светлана Ласкина. Мы побывали у нее на уроке истории и спросили у студентов, как они относятся к новому проекту.
- С этого учебного года у нас введено дуальное обучение, - рассказывает студентка первого курса отделения учителей начальных классов Ярославна Тарасова. - Первые курсы начального и дошкольного отделений ездят в детские сады и школы. Мы сидим на уроках и не только наблюдаем, но и стараемся участвовать в преподавании. Хотя учимся только первый год, но нам уже все это очень интересно. Мы были в новой воронежской школе №101 и в других инновационных, самых современных и интересных школах. Нам показывают уроки, а иногда даже мастер-классы. Сами учителя рассказывают о своих профессиональных секретах педагогического мастерства и находках. Это необычно и здорово! Еще мы ездили в лицей имени А.П.Киселева, и там нам очень понравилось. В этой школе есть своя детская театральная труппа начальной школы, и мы там были как бы режиссерами-постановщиками и ставили свои уроки. Это было очень интересно! Также мы и на обычных уроках были. В одной школе нам показали урок совместного обучения, где вместе с обычными ребятами в классе находился мальчик с расстройством аутистического спектра. Мы смотрели, как работает учитель с такими разными детьми.
А вот что говорит сама Светлана Ласкина:
- У нас появился новый курс «Введение в педагогическую профессию». 30часов студенты проводят в школах и дошкольных организациях - базовых региональных инновационных площадках. Уже посетили восемь школ города Воронежа. На втором курсе у нас на семь недель увеличено количество часов на учебно-производственную практику, внесены изменения в учебный план. И сейчас мы пересматриваем план в сторону перехода специальных дисциплин, таких как педагогика и психология, на первый курс. Так же и с практикой - ее мы будем проводить уже с первого курса.
- Мы прекрасно понимаем, - продолжает разговор директор колледжа, - что в силу нашей специфики нам необходимо взаимодействовать и со школами, и с детскими садами. Учебная база у многих этих учебных заведений сегодня более чем солидная - и интерактивные столы, и доски, и компьютеры самые современные, и лаборатории. А поскольку мы готовим воспитателей и преподавателей в эти организации, наши студенты должны уметь работать с новым оборудованием. Поэтому взаимодействие необходимо, а система дуального обучения позволяет перестроить образовательный процесс, не нарушая федеральный государственный образовательный стандарт, чтобы будущий учитель или воспитатель понимал, что такое образовательное учреждение сегодняшнего дня, и почувствовал свою будущую работу, настоящий учебный процесс, еще будучи студентом.