Тема коррупции по-прежнему остается одной из самых острых социальных тем в России. Это подтверждает и статистика. Например, как сообщила старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Санкт-Петербурга Наталья Криворучко, за 2017год в различных сферах деятельности, в различных органах власти только петербургской прокуратурой выявлено свыше 1тысячи нарушений. По фактам нарушений возбуждено свыше 150 уголовных дел. Поэтому актуальность проблемы коррупции неоспорима, однако, как заметила Наталья Криворучко, если говорить о подростковой среде, то среди ребят бытует упрощенное понимание коррупции, формируемое СМИ. Подростки уверены в том, что коррупция - это факт дачи чиновнику высшего уровня власти взятки, а также его незаконное обогащение и приобретение на «взяточные» средства различных предметов роскоши.
Как считает представитель прокуратуры, важно понимать, что коррупция - это не только большие взятки чиновникам. Коррупция начинается с каждого из нас. Ведь сплошь и рядом в студенческой среде встречается ситуация, когда подросток приносит «подарок» преподавателю, например, за несданный вовремя зачет. Большинство детей классифицируют «подарок» именно как подарок и не более, хотя нормативные документы говорят о том, что с точки зрения коррупционности проявления стоимость «подарка» не играет никакой роли. Стоимость «подарка» важна только с точки зрения квалификации тяжести совершенного уголовно наказуемого деяния. Но такой «подарок» за несданный зачет - настоящее противоправное деяние, и подростку необходимо это понимать.
Вообще, коррупция - это многомерное понятие, считает доцент кафедры социально-педагогического образования СПбАППО Евгений Барышников. Это и особый вид нарушений, и особый образ жизни, и особый способ решения проблем. Поэтому и подходы к формированию антикоррупционного сознания у молодежи должны быть разнообразными. Конечно, в рамках урочной и вне­урочной деятельности нужно рассказывать ребятам об истории вопроса, об особенностях появления коррупции, о правовых нормах и законах, направленных на борьбу с ней, и т. д. В то же время очень важна практическая деятельность. Например, коллективные творческие тренинги, когда ребята поочередно примеривают на себя роль власть имущего и роль человека, приходящего к нему. В ходе занятия можно проиграть ситуации, при которых решение трудного вопроса достигается законным путем. По мнению Евгения Барышникова, выстраивание, моделирование практики отношений между людьми, наделенными властными полномочиями, и людьми, которые пришли взаимодействовать с ними, является сущностной основой антикоррупционного воспитания.
Эту мысль поддержал и ректор СПб АППО Степан Жолован. Он отметил, что при очень высокой динамике изменений в обществе и в системе образования необходимо работать на опережение, развивая в педагогах креативность, в учениках - ответственность, и формировать атмосферу доверия. По убеждению Степана Жолована, честность и порядочность учителя, директора - вот лучший пример, который может быть перед глазами студента.
Как воспитать ответственность и негативное отношение к коррупционным проявлениям у студентов, на примере своей работы рассказали представители санкт-петербургского педагогического колледжа №1 им. Н.А.Некрасова. Как пояснил заместитель директора по социально-воспитательной и организационной работе Роман Филаретов, эта тема тем более актуальна для будущих педагогов, потому что им завтра идти к детям и рассказывать, что такое коррупция и почему это явление губительно для развития всего общества.
Как рассказал Роман Филаретов, работа по противодействию коррупции ведется в колледже давно и серьезно. Уже выработаны определенные принципы, которых придерживаются преподаватели. Это системность, открытость, коллегиальность, сбалансированность, комплексность и единство. Принципу сбалансированности Роман Филаретов уделил особое внимание, сказав, что в любой работе должен соблюдаться баланс. Не должно быть перекосов и переусердствования. В работе по антикоррупционному воспитанию важно брать не количеством, а качеством.
Какие направления в работе по формированию антикоррупционного сознания в Некрасовском колледже считают эффективными? Например, информационное сопровождение деятельности, в том числе социальную рекламу и информационное сопровождение в СМИ.
- Социальная реклама в виде стендов, плакатов есть во всех образовательных организациях, и наверняка есть скептики, кто скажет, что она неэффективна. Но мы считаем, что это не так. Вода камень точит. Когда соответствующая информация, куда бы ты ни пришел, постоянно на виду, она откладывается в подсознание. В какой-то момент это обязательно сработает, - уверен педагог. - Также полезно информационное сопровождение в СМИ. Все участники образовательных отношений видят эту информацию и могут представить, каким образом эта деятельность организована, к примеру, в нашем колледже, как мы работаем с коллективом, со студентами, с родителями. Такой возможностью рассказать о своей деятельности нельзя пренебрегать.
Очень серьезным ресурсом для деятельности, направленной на формирование антикоррупционного сознания, в Некрасовском колледже считают диагностические мероприятия. Такая форма, как анкетирование, причем всех участников образовательного процесса, позволяет понять, в правильном ли направлении ведется работа. Очень полезным можно назвать и такое мероприятие, как вечер вопросов и ответов. Подобная форма работы практикуется уже на протяжении 4лет, и не было повода усомниться в ее эффективности. В вечер вопросов и ответов все члены коллектива могут задать абсолютно разные, в том числе самые острые, вопросы представителям администрации колледжа. По мнению некрасовцев, это позволяет соблюдать принцип открытости, который декларируется. Чем более открыта деятельность образовательной организации, тем меньше вопросов возникает и тем меньше остается соблазнов совершать противоправные действия.
В формате открытого микрофона свои вопросы могут задать и студенты, а для родителей есть возможность ознакомиться с системой антикоррупционного воспитания и высказать свои пожелания на дне открытых дверей. Эту форму работы с родителями нужно поддерживать, убежден Роман Филаретов, потому что далеко не все взрослые обладают должным уровнем понимания, что такое коррупция. А ведь все идет из семьи. Если в ней этой теме уделяют внимание, то и студент в состоянии адекватно оценивать последствия коррупционных проявлений.
- Наша задача - сформировать у студентов не только определенные знания, но и подсказать им, научить их, как более правильно и эффективно осуществлять антикоррупционную деятельность в образовательных организациях города, куда они придут работать, - говорит Роман Филаретов. - Конечно, в кулуарах нет-нет да и проскакивает мысль о том, что мы делаем-делаем, но кому все это нужно... Я думаю, что прежде всего это нужно нам. Все зависит от нашего отношения к этому вопросу. Мы в колледже стараемся создать такие условия, чтобы каждый участник образовательного процесса понимал значимость подобной работы. Поэтому важно работать по принципу коллегиальности, когда каждый человек имеет право голоса, и мы понимаем, что вместе делаем общее дело и что завтра это позитивно скажется на нашем обществе. Тогда работа будет не в тягость, а в радость.
Но каково отношение самих ребят к теме коррупции? Очень разное, делится впечатлениями преподаватель обществознания и правового обеспечения Санкт-Петербургского реставрационного колледжа «Кировский» Дмитрий Меляков. Часто на уроках обществознания студенты высказывают сомнения в том, что в стране в последние годы ситуация с антикоррупционной борьбой меняется к лучшему.
- Я считаю, что сломать сложившийся стереотип можно только просветительской работой, - поясняет Дмитрий Меляков. - Не нужно надевать розовые очки, но нужно понимать, что работа в этом направлении государством ведется, и за этими словами есть факты. Например, можно составить список реальных дел, которые уже сделаны, а также список фигурантов, привлеченных к ответственности за коррупционные деяния, и ознакомить с ним студентов. Тогда станет понятно, что этот процесс не может быть мгновенным, но тем не менее он идет. Если его не будет, то мы просто захлебнемся в проблеме, о которой говорим.
Мне кажется, на уроках важно создать ситуацию, благодаря которой ребенок задумается, установит некие маркеры для себя. Возможно, после того как он сам поработает над списком реальных дел по противодействию коррупции, появится переосмысление прежних оценок. Начнет формироваться определенное мировоззрение. Я всегда говорю ребятам, что они должны понимать такую вещь: если тебе дано некое право, то оно дано не для того, чтобы ты занимался своими делами, а для того, чтобы обеспечивал благополучие общества и страны. Профессиональная честь - это очень ценное качество. Чем больше в обществе людей, уважающих себя, тем оно здоровее.

Санкт-Петербург