Государственная Дума приняла в первом чтении правительственный законопроект о запрете рекламы услуг по написанию выпускных квалификационных и иных работ, связанных с аттестацией в сфере образования и науки. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, размещение рекламы услуг по подготовке и написанию дипломов и других аттестационных работ на заказ стимулирует потребителей использовать эти услуги, что оказывает негативный эффект на качество подготовки обучающихся и на результаты оценки научной квалификации.

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел встречу с ректорами ведущих вузов. Он напомнил, что в новом майском указе президента поставлена задача по обеспечению конкурентоспособности российского образования в мире, и перечислил направления, по которым предстоит работать, чтобы ее решить. Одно из них связано с продвижением вузов в глобальных рейтингах. «Мы всегда говорим, что рейтинги не главное, но это все-таки индикаторы, которые так или иначе отражают как минимум движение», - заявил премьер-министр. Кроме того, по мнению Председателя Правительства РФ, ведущие вузы страны должны играть более активную роль в развитии образовательной и научной среды в регионах: «Для этого у нас есть, например, проект создания в регионах университетских центров. Подобные инициативы нужно развивать». Как заметил премьер, представление об университетах просто как о зданиях, порой еще и разбросанных по городу, устарело: «Университет - это среда. А среда - это коммуникации, инфраструктура. Без кампусов, без университетских городков, без университетских центров это сделать невозможно». Ректор МГУ Виктор Садовничий предложил создавать научно-технологические долины (центры) при университетах и отметил роль ведущих вузов в развитии качественного онлайн-образования. По его словам, с учетом масштабов нашей страны вопрос развития национальной платформы «Открытое образование» приобретает все большее значение. Сегодня ее аудитории (более 2 млн слушателей) доступны около 270 курсов 12 российских вузов. Тему продолжил ректор НИУ - ВШЭ Ярослав Кузьминов. Он предложил создать экономическую модель, когда использование онлайн-курсов ведущих профессоров было бы бесплатным для региональных университетов, за счет государства обеспечить для всех вузов России доступ к основным мировым базам электронных библиотек, а также разработать специальный проект по переводу заочного образования в принципиально новый цифровой формат. На базе онлайн-курсов национальной платформы можно радикально изменить качество заочного высшего образования в России, уверен Ярослав Кузьминов.

Распоряжением Правительства РФ утвержден план основных мероприятий до 2020года, проводимых в рамках Десятилетия детства. Документ включает 15 разделов: «Повышение благосостояния семей с детьми», «Современная инфраструктура детства», «Обеспечение безопасности детей», «Здоровый ребенок», «Всестороннее образование - детям» и целый ряд других направлений. Как пояснил премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе совещания с участием представителей Совета Федерации и Госдумы, новый план будет приниматься на каждые три бюджетных года. За проведение Десятилетия детства будет отвечать координационный совет при правительстве, состав которого будет сформирован в ближайшее время. В рамках направления «Современная инфраструктура детства» к 2020году планируется обеспечить 100%-ную доступность дошкольного образования для детей от 2 месяцев до 3лет, создать более 150тысяч новых мест в школах, охватить не менее 70‑75% детей от 5 до 18лет дополнительными общеобразовательными программами, создать в 60 субъектах РФ центры выявления и поддержки одаренных детей. Также предусмотрено создание ресурсных методических центров и базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов. Направление «Всестороннее образование - детям» включает такие мероприятия, как обеспечение работы открытой информационно-образовательной среды «Российская электронная школа» к IV кварталу 2018года, принятие правовых актов по вопросам обучения школьников по индивидуальным образовательным программам, запуск детского телевидения в школах. На конкурсной основе планируется поддержать школы, реализующие инновационные программы. Кроме того, в 2018‑2019годах запланирована разработка примерных рабочих программ учебных предметов, курсов изучения родных языков, основ финансовой грамотности, игры в шахматы, хорового пения, а также предложений по включению в образовательные программы вопросов формирования знаний о семейных ценностях, профилактике семейного неблагополучия. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила разработать четкую систему показателей для контроля за реализацией плана и отметила, что новые школы должны обязательно строиться с бассейнами, со всей необходимой инфраструктурой. Сегодня, по ее словам, в стране более 2,5тысячи школ не имеют теплых туалетов: «Это катастрофа. Мы в Совете Федерации ею сейчас предметно занялись, работаем с каждым регионом. Надеемся, что до конца года разрешим ее».

Заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова провела селекторное совещание с регионами по вопросам реализации задач, поставленных в новом майском указе президента. Речь шла о национальных проектах в социальной сфере. Как сообщила вице-премьер, на реализацию национального проекта по образованию планируется направить 800 млрд рублей. В числе наиболее значимых вопросов по данному направлению - создание условий для раннего развития детей, выявления их потенциала и дальнейшая профессиональная ориентация. «Выявленные талантливые дети должны получить дальнейшую поддержку и сопровождение, включая их участие в олимпиадах, профессиональное развитие и трудоустройство», - подчеркнула Татьяна Голикова. Финансирование национального проекта в сфере науки должно составить 546 млрд рублей. По словам вице-премьера, научные центры, получившие в рамках нацпроекта дополнительное финансирование, будут способствовать развитию экономики регионов.

Министерство просвещения РФ объявило о старте II Всероссийского конкурса «Школа - территория здоровья»-2018. Состязание проводится по двум номинациям - «Лучшая здоровьесберегающая школа» и «Лучший конспект урока/учебного занятия с применением здоровьесберегающих технологий». В конкурсе могут участвовать организации, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ. Первый этап проводится в регионах до 10сентября 2018года. В ходе него состоится отбор финалистов - лучших представителей региона в каждой из номинаций. С 10сентября по 10октября на федеральном уровне пройдет экспертиза конкурсных работ, поступивших по итогам первого этапа. Презентация работ победителей заочного отбора и церемония награждения состоится в Москве 2ноября.

Министр просвещения Ольга Васильева на Всероссийском совещании руководителей органов управления образованием РФ в Сочи рассказала об основных направлениях национального проекта в сфере образования, который разработан министерством в соответствии с поручениями президента и председателя правительства. По ее словам, для максимально оперативного достижения поставленных целей большая часть средств на реализацию проекта - до 80% от общего объема - поступит в регионы в виде межбюджетных трансфертов. Продолжится строительство школ и «Кванториумов» (к концу реализации нацпроекта «Кванториумы» должны быть доступны в каждом городе с населением более 60тысяч человек). В течение 6лет будет создано 100 центров опережающей профподготовки и примерно 5тысяч спеццентров по отдельным компетенциям на базе колледжей, которые будут использоваться для постоянной переподготовки граждан всех возрастов. Создание в каждом регионе центров непрерывной подготовки педагогов станет еще одним направлением реализации проекта. «Эти центры должны быть доступны для любого педагога и директора школы», - заявила министр. В рамках цифровизации российских школ до каждой из них планируется довести бесплатный скоростной Интернет и поэтапно внедрить современные технологии в образовательный процесс. При этом, как сказала Ольга Васильева, сразу после решения оргвопросов с реорганизацией Министерства образования и науки будет заказано масштабное исследование на предмет влияния современных гаджетов на здоровье детей. Полномасштабная работа будет запущена и вне школы. Здесь среди основных направлений министр перечислила создание во всех регионах центров по работе с одаренными детьми, проект по профориентации школьников «Билет в будущее», повышение доступности дополнительного образования детей через создание мобильных станций.

Рособрнадзор
подвел предварительные итоги ЕГЭ. Результаты экзаменов в целом сохранились на уровне прошлого года. По большинству предметов несколько сократилось число участников, которые не смогли преодолеть минимальный порог. ЕГЭ в основной период сдавали более 670тысяч человек, в том числе почти 645тысяч выпускников текущего года. Самый популярный предмет по выбору традиционно обществознание (его выбрали 53%), второй по популярности - физика (выбрали четверть участников). 61% сдавали профильную математику. Традиционно высок интерес к биологии (21%), истории (20%), химии (14%). Количество участников ЕГЭ, удаленных с экзаменов за нарушения, также осталось примерно на уровне прошлого года. 478 участников были удалены за использование мобильных телефонов, 463 - за шпаргалки. Их результаты аннулированы.