Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, член Центрального штаба ОНФ:
- Требования к прозрачности процедуры проведения итоговой аттестации и объективной оценке работ повышаются с каждым годом, при этом результаты ЕГЭ действительно становятся лучше. В этом году кроме увеличения количества стобалльников можно отметить повышение среднего тестового балла по русскому языку, базовой математике и географии. Также сократилась доля учеников, которым не удалось перейти минимальный порог. Все это говорит о том, что вместе с повышением требований к сдаче экзамена повышаются требования и к системе подготовки к нему. Кроме того, мы можем отметить стабилизацию всей процедуры проведения итоговой аттестации, что также помогает добиваться таких позитивных результатов.
Руслан Салимгареев из Москвы получил высший балл по четырем предметам - профильной математике, русскому языку, биологии и химии. Это, конечно, отличный результат, но это и огромный труд школьника, его родителей и учителей. Пять выпускников по всей стране получили высший балл сразу по трем предметам. Отличные результаты продемонстрировали школьники из Башкирии: девять стобалльников по информатике, шесть - по химии, три - по профильной математике и по истории, два - по географии. Мы должны добиться того, чтобы таких ребят становилось все больше. А для этого система подготовки и сдачи ЕГЭ должна стать более комфортной для учеников. Мы уже давно выступаем с инициативой дать ребятам возможность пересдавать экзамен несколько раз в течение года. Такая мера должна улучшить результаты ЕГЭ, так как выпускники будут испытывать гораздо меньший стресс.

Лилия БУЛАТОВА, директор школы №1 им. Героя РФ Андрея Алексеевича Туркина, ст. Динская, Краснодарский край, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2017:

- На мой взгляд, увеличение численности стобалльников связано с тем, что в 10‑й класс приходят более мотивированные ученики. Вместе с тем система подготовки к ЕГЭ стала более совершенной: с одной стороны, у каждого учителя выработаны оптимальные и эффективные подходы к работе с разными категориями выпускников. С другой - за последние годы появилось огромное количество онлайн-ресурсов для самоподготовки, которыми наши дети постоянно пользуются.

Ирина ГОНЫШЕВА, директор школы имени кавалера ордена Красной Звезды А.И.Гонышева, Оренбургская область, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2017:
- Задумавшись над ответом, почему-то вспомнила, как я прошла путь от молодой до опытной хозяйки, имеющей за спиной многолетний стаж готовки блинов. Блины с годами получаются все вкуснее, совершеннее, и поговорка «первый блин комом» уже не про меня. А если серьезно, те педагоги, которые заняты подготовкой детей к ЕГЭ, набили руку, появилось много «фишечек», которым они учат детей. Предполагаю, что в сельской местности стобалльников меньше, чем в городских школах. Совсем не потому, что дети в селе менее способные, просто средства и возможность посещать репетиторов ограничены. И сельские учителя не хуже. Занятия с другим педагогом, экспертом ЕГЭ или преподавателем вуза - это дополнительные возможности для школьника.

Галина МИРАНОВА, заместитель директора по УВР школы №5,
с. Эдиссия, Ставропольский край, бронзовый призер Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2017:

- Для меня ответ очевиден. Прежде всего ученики и их родители стали все больше осознавать сущность ЕГЭ. То, что это не преходящее явление, а конкретная реальность, по крайней мере, на ближайшее будущее. И то, что ЕГЭ - это возможность осуществить свои планы на поступление в престижные вузы страны. На сегодняшний день сами ученики своими результатами развеивают миф о невозможности сдачи ЕГЭ, о том, что подготовка к ЕГЭ не несет в себе получение реальных знаний.
Вместе с тем учителями школы и репетиторами накоплен опыт работы по подготовке учащихся к ЕГЭ, освоен механизм сдачи экзамена. Подготовка к ЕГЭ в школе ведется всесторонне: это и дополнительные часы, индивидуальные маршруты, сотрудничество с вузами, вовлечение детей в олимпиады и конкурсы. Но и это не все без нового образа ученика, сложившегося в современных условиях. Стобалльниками становятся заинтересованные, трудолюбивые ученики. Слушая интервью таких детей, отмечаешь, что их результат не случаен. Если школьник с детства увлечен биологией, физикой или химией, вырабатывает систему подготовки к экзаменам, а не просто эпизодически готовится к урокам, то и результат оправдает ожидания. Немаловажную роль в этом играет семья, которая поддерживает, незримо направляет и ведет своего ребенка к цели. И не обязательно, что эти дети идут на экзамены за 100 баллами, они просто идут к своей цели.

Нина КОРЕНЬКОВА, директор Шокшинской средней общеобразовательной школы, Республика Карелия:
- Думаю, это связано с тем, что система подготовки к ЕГЭ отработана и начала давать свои результаты. Появляется определенная категория выпускников, нацеленных на высокие баллы ЕГЭ. У них есть цель поступить в престижный вуз, и они стремятся к ней, усиленно занимаясь, в том числе с репетиторами. У нас в этом году была такая выпускница, золотая медалистка, по русскому языку 94 балла получила, чуть не дотянула до 100 баллов. Надеюсь, у нее все получится...

Алексей ДОРОНИН, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2011, учитель математики школы №1520 имени Капцовых, Москва:
- В принципе установка на максимальный результат становится нормой в образовательном пространстве (хорошо это или плохо - тема отдельного разговора). Результаты экзаменов этого года говорят об увеличении количества высокобалльников по всем предметным областям. Чтобы не потерять положительную динамику, нужно проанализировать возможные причины достижения высоких результатов.
Во-первых, это трудолюбие самого ученика, трепетное отношение к учебе на протяжении всей школьной жизни. Все наши выпускники, которые набрали большое количество баллов, хорошо и отлично занимались по всем предметам, а не только по тем, которые нужны для поступления. Важно отметить правильную поддержку подростка со стороны семьи: нельзя требовать от ребенка невозможных результатов, сравнивать с достижениями одноклассников и верить в различные «магические» способы подготовки к ЕГЭ.
Во-вторых, это школа. Усилия всего педагогического коллектива, эффективное взаимодействие основного и дополнительного образования, результативная работа с малыми группами учащихся по устранению тех или иных пробелов в знаниях или, наоборот, более глубокому изучению отдельных тем. Здесь, как никогда, важна роль классного руководителя, его способность выстроить образовательный маршрут школьника - процесс обучения должен быть органичным, не вводящим ученика в ситуацию постоянного стресса.
В-третьих, это наличие открытого банка заданий ЕГЭ. Задания, которые размещены в открытом доступе, стали опорными для подготовки к экзаменам. Огромное количество порталов, сайтов отдельных учителей, видеоканалы ведущих издательств позволяют транслировать лучшие практики подготовки к ЕГЭ на всю Россию.

Елена ШКУРЕНКО, директор Московской международной школы:
- Безусловно, это связано с усовершенствованием самих контрольно-измерительных материалов. И педагогам, и ученикам стало проще выстроить систему подготовки к экзамену. Конечно, проект «Московская электронная школа» помогает столичным учителям еще более качественно проводить уроки как по новому материалу, так и по повторению пройденного. Также профилизация старшей школы, изучение на углубленном уровне именно тех предметов, которые интересны ребенку, благотворно влияет на увеличение количества выпускников, сдавших ЕГЭ на 100 баллов.

Вера АЛЕКСЕЕВА, директор школы №8, Старая Русса, Новгородская область:
- В нашем образовательном учреждении были стобалльники, в нынешнем году есть дети с результатами 90‑98 баллов. Во всей Старой Руссе в этом году четыре стобалльника. Я верю в то, что ребята зарабатывают столь высокие баллы своим трудом. Считаю, что добиться такой победы можно при условиях упорной учебы, поддержки родителей, учителей. Уловки? Думаю, что те, кому нужен высокий результат, не станут рисковать и списывать. Более вероятно, что на риск списывания пойдет тот, у кого недостаточно знаний. Подсказки учителей? Тот, кто знает процедуру проведения ЕГЭ, согласится, что это практически невозможно. На уровне дальнейшей проверки работ фальсификация тоже затруднительна: все бланки под шифром. Поэтому я склонна верить в честные результаты стобалльников. Когда я узнала, что московский школьник Руслан Салимгареев в нынешнем году набрал 400 баллов на ЕГЭ, специально стала искать подробности в Интернете, мне стало интересно, как готовился к экзаменам этот мальчик. Он участвовал в олимпиадах, имел репетитора только по одному предмету. Это убедило меня в моем мнении. Дети-стобалльники - это сочетание природных данных, собственного упорного труда, умения ставить цель, поддержки взрослых. Хотя присутствует и некоторая доля везения, конечно.

О герое выпускных экзаменов Руслане Салимгарееве читайте в следующем номере.