Размышления по поводу объекта - современная инновационная система образования - и предмета исследования - проектно-исследовательская деятельность в рамках этой системы - мы (что естественно в дни осмысления нами всеми будущего нашей страны) начнем с концептуально важной позиции, обозначенной президентом В.В.Путиным в ходе инаугурации: мы должны обеспечить прорыв по всем показателям. В том числе и в образовании. При обсуждении в общественных кругах условий этого прорыва внимание сосредоточивается в основном на его экономических аспектах, а задача профессионального педагогического сообщества - определить его содержательно-структурные источники.
И важнейшие потенциальные источники будущего прорыва видятся в системно организованной на разных ступенях онтогенеза проектно-исследовательской деятельности ребенка.
Реалии будущего мира середины ХХI века, прогнозируемые футурологами, задают вектор развития школы в этом направлении.
Понимание этого было отправной точкой при разработке программы и корректировке отдельных положений Московского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо» на 2019 год.
Фестиваль стал на протяжении более чем 10-летней истории его развития местом притяжения для интеллектуально одаренных учащихся, представляющих к обсуждению результаты своей проектно-исследовательской деятельности. Достаточно сказать, что в заочном этапе в последние годы участвует от 3000 до 4000 московских школьников. Лауреатами этого года по результатам участия в очном финальном этапе фестиваля стали 286 школьников из 101 комплекса.
Как сетевой проект, фестиваль представляет комплексную систему различных форм научно-педагогической и практико-ориентированной активности сообщества ведущих высших учебных заведений и образовательных комплексов. Школа №1409 в совместной деятельности с соучредителями фестиваля - Московским педагогическим государственным университетом (при поддержке Управления межрегионального сотрудничества), Московским архитектурным институтом (Государственной академией), партнерами фестиваля - Высшей школой экономики, Московской государственной художественно-промышленной академией имени С.Г.Строганова, Первым Московским государственным медицинским университетом имени И.М.Сеченова, «Лабораторией Касперского», издательствами «Просвещение», «Национальное образование», журналом «Вестник образования России» - организует различные презентации и обсуждения проектов юных исследователей - дискуссионные площадки, выездные сессии, мастер-классы, разностороннюю экспертизу и защиту исследовательских проектов перед квалифицированным жюри.
Дальнейшее развитие фестиваля в контексте освоения культуры проектно-исследовательской деятельности обучающимися потребовало принятия новых тактических решений на основе научно обоснованных ответов на запросы будущего.
Надо отметить установку на актуализацию коллаборации в деятельности фестиваля. Коллаборация рассматривается нами в аспекте инновационной проектно-исследовательской деятельности как форма освоения юными исследователями следующих способов коммуникации:
- взаимодействие в триаде автор - руководитель - консультант при работе над индивидуальным проектом;
- работа в команде в качестве члена проектной группы;
- формирование и управление проектной командой;
- сотрудничество с представителями семьи как руководителями или консультантами по созданию научно-проектного продукта;
- коммуникация с представителями социума, которым адресован продукт проекта;
- взаимодействие с административными и общественными структурами, формирующими и предлагающими для проектного решения социально значимые задачи;
- формирование позитивного имиджа проекта, разработка нормативных документов, медиапродуктов;
- взаимодействие в триаде автор - эксперт - член жюри;
- формирование сетевого проекта.
На основании решения экспертного совета фестиваля были внесены определенные коррективы в критерии экспертизы исследовательского проекта и актуализированы позиции, нацеливающие проектную команду на совместный анализ своей деятельности.
Обращаем внимание на еще одно важное для нас решение - разработать два оценочных кластера - в результате появилась возможность произвести полноценную экспертизу работы как на этапе ее заочного представления в письменном формате, так и на этапе устной презентации.
Разработка отдельных кластеров для оценки письменного и устного текстов дала возможность сфокусировать внимание как экспертов и членов жюри, так и авторов на требованиях к речетворческой деятельности.
Обладание так называемого поколения Z (2004+) вышеназванными компетенциями - необходимое условие развития общества, устремленного в будущее. Как и овладение цифровыми технологиями в соответствии с их поэтапным развитием.
Задача формирования ответственного отношения к компьютерным технологиям как средству обучения и развития собственных интеллектуальных способностей решается в рамках программы подготовки проекта на уровне выполнения одного из требований к участникам фестиваля - оформление качественной слайд-презентации, а также на уровне требований к содержательной стороне проекта.
Важно охарактеризовать еще одно принятое оргкомитетом решение: объединение фестиваля «Леонардо» с фестивалем «Маленький Леонардо» для дошкольников, который имеет не столь долгую, но не менее успешную историю становления. Такой вариант развития фестиваля был предложен Департаментом образования города Москвы и был воспринят оргкомитетом как несомненно продуктивный. В результате выстроилась эффективная модель осуществления проектно-исследовательской деятельности на разных этапах онтогенеза в соответствии с возрастными особенностями, психолого-педагогическими установками: дошкольный уровень - начальный школьный уровень - средний школьный уровень - предпрофильный уровень - профильный уровень.
И последнее. Футурологи прогнозируют, что цифровое общество, в котором появятся новые профессии и уйдут в небытие многие из необходимых сегодня, повлияет на изменение поведенческих моделей и приведет к перекодировке на иные ценности.
Подобные прогнозы хотелось бы несколько скорректировать. Да, развитие искусственного интеллекта, безусловно, влияет на форму взаимодействия человека с окружающим миром, но в наших силах (будем все-таки не только реалистами, но и оптимистами) не дать отречься поколению Z, а также предыдущим и последующим, от истинно гуманистических ценностей. Имея в виду особую значимость данной жизненной установки для юного человека, вступающего в будущее, мы определили на Московском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо» критерий «гуманистический потенциал работы» как первый оценочный критерий результата его деятельности. Как ориентир. Как жизненную позицию.
И мы утверждаем: сохранение антропологических основ образования дарует нам всем такую возможность - сохранение человеческого в человеке мира будущего.

Ирина ИЛЬИЧЕВА,
директор школы №1409, кандидат педагогических наук, председатель экспертного совета Московского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо»;
Ирина ПОДРУГИНА,
профессор Института филологии Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, председатель оргкомитета Московского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо»