Когда стоит начинать проф­ориентационную работу? «Чем раньше, тем лучше», - ответят многие. С этим утверждением не поспоришь, но раньше не во всех случаях означает лучше.
Дети просты и часто непред­взяты в процессе своего развития. Они учатся говорить и общаться, познают мир. И однажды наступает первая встреча с трудовой деятельностью - тогда выбор профессии происходит спонтанно: «Хочу быть, как папа», «Буду водить машину», «Люблю петь».
В идеале выбор профессии должен таким и остаться - естественным и ответственным. Потому главная задача профориентации состоит в том, чтобы заинтересовать ребенка в активной, созидательной деятельности и максимально продемонстрировать возможности того, что взрослые называют рынком труда.
- Ребенок дошкольного возраста уже проявляет себя как личность. У него появляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной сфере деятельности. Я как координатор всероссийского партийного проекта «Детские сады - детям» уверена, что профориентацию можно и нужно начинать уже в детском саду на примере профессий родителей, - уверена заместитель председателя Комитета Госудаственной Думы по образованию и науке Лариса Тутова.
Так для чего же мы задаем совсем еще маленьким детям вопрос: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» Его интересы и без того очевидны внимательному взрослому. Этим вопросом мы как будто уже заранее подчеркиваем сложность выбора. А между тем выбор при достаточном объеме информации и личной зрелости будет естественным и простым.
В дошкольном образовании и обучении в начальных классах мы используем занятия и игры, которые позволяют детям произвольно включаться в трудовую деятельность. В игре есть возможность выбирать самому. И от игры к игре у ребенка расширяются представления о собственных возможностях - я и мастер, и папа, и доктор, и водитель, и артист. А раннее знакомство с ИКТ-инструментами и языковое образование открывают дорогу ни много ни мало ко всем мировым знаниям.
Качественная профориентационная работа в 5-7-х классах должна включать в себя большое количество тематических экскурсий, классных часов, встреч с профессионалами. Основная задача данного этапа - сформировать понимание трудовых отраслей и в идеале - интерес к какой-либо конкретной из них.
Конечно, это накладывает определенные требования на педагогов, которые рассказывают о профессиях. Но, во-первых, залог успешной профориентационной работы - это понимание рынка. А во-вторых, масса полезных и современных методических материалов доступна педагогам бесплатно.
С 2016 года наша школа активно сотрудничает с командой Всероссийской программы по развитию системы ранней профориентации «Zа собой в профессию» (www.засобой.рф). В рамках данной программы мы проводим ежемесячные профориентационные классные часы в 8-х классах. Каждый классный час посвящен какой-либо конкретной сфере, а все необходимые материалы разрабатывают сотрудники и партнеры проекта «Zа собой».
В прошлом году у нас был интересный опыт по разработке и проведению профориентационной игры «Звездные империи» для всей параллели 8-х классов. Мы поставили перед собой цель - организовать процесс выбора профиля обучения учащимися в рамках игры. Каждая игра - это прототип работы в конкретной сфере, в которой участник проверял свои навыки и зарабатывал баллы. В итоге на заработанные баллы можно было «улететь» на одну из планет, которые и символизировали то или иное профильное направление.
Нельзя не отметить также большой проект компании Smart Course для педагогов школ под названием «ЛюбиДелай». В рамках данного проекта педагоги нашей школы прошли два обучающих тренинга и получили более 20 методических материалов, включающих в себя инфографику для детей и родителей, описание классных часов и общешкольного мероприятия «Weekend профессий». Современная подача материала и взаимное сотрудничество с учащимися сработали очень эффективно. В этом году мы продолжаем работу по проекту «ЛюбиДелай» уже в рамках нескольких структурных подразделений.
Самый масштабный проект, связанный с профориентацией, в нашей школе - это профильный центр Школы новых технологий «StartUp в жизнь» (Центр подготовки к взрослой жизни), который работает с 2015 года. Деятельность центра направлена на развитие надпрофессиональных навыков учащихся, также именуемых soft skills, которые будут востребованы в жизни независимо от выбранной профессии. Занятия в центре проводятся по образовательным модулям, тематика которых формируется в зависимости от социальных запросов.
В 2015-2016 г. в центре прошли обучение около 80 ребят, в 2016-2017 учебном году на базе центра «StartUp в жизнь» было организовано 16 крупных обучающих и развивающих мероприятий, охвативших более 560 учеников и 300 педагогов и учителей. В текущем учебном году в центре появились новые модули: «Навыки проектной работы», «Управление вниманием и работа с информацией», «Игротека».
Ведущими мероприятий выступили как кураторы и педагоги от школы №1288, так и представители других учебных заведений, а также социальные партнеры, такие как Общероссийский проект «Поколение 2084», Школа искусств и медиатехнологий Арины Шараповой, компания «АртЛичность», молодежное сообщество нейротехнологов, Центр занятости молодежи города Москвы.
Мы стремимся сделать разговор о профессии интересным и непринужденным, чтобы выбор профиля обучения стал естественным продолжением нарастающего интереса ученика к какой-либо профессиональной области.
Профильное образование - это всего лишь одна из возможностей подтвердить или опровергнуть профессиональные предпочтения.
Конечно, это идеальный вариант, когда каждый старшеклассник выбирает профиль обучения в зависимости от собственных интересов. На практике такое происходит не всегда. Основания для выбора профиля у молодых людей различные: симпатия к педагогу или классному руководителю, желание учиться вместе с другом, выбор наиболее простых для изучения предметов. Но, даже если педагоги и родители четко видят ошибочность выбора старшеклассника, лучшее, что они могут сделать, это предоставить подростку возможность совершить свой выбор и не выносить свои оценки.
Качественное профильное образование уже в школе транслирует ценности разных профессиональных областей, и ученики, которые оказались, как говорится, не в своей тарелке, имеют возможность быстрее это понять и выбрать наиболее подходящий профиль.
Таким образом, профили - еще один фильтр для учащихся на пути к профессиональному самоопределению.
- Нам не все равно, кем станут наши дети, - говорит Айдар Фаррахов, генеральный директор компании «АРТ Личность». - Наша миссия - помочь каждому ребенку вовремя найти свою профессию, сделать этот выбор самостоятельно, опираясь на свои желания, возможности и опыт.
Когда я прихожу в незнакомый для меня класс, то говорю:
- Я очень хочу помочь вам с выбором профессии. Но что именно вы выберете, мне не подвластно. Выбор остается за вами.
В этот момент зачастую начинается настоящая работа, где главным героем становится ученик со своими интересами.

Ольга КУВАЕВА,
специалист по профориентационной работе школы №1288, карьерный консультант, модератор