Задача школы - развить у обучающихся стремление   к ответственному самоопределению, критическому мышлению, а также soft skills, то есть умения убеждать, готовность взять на себя лидерство, работать в команде, управлять своим временем, проявлять креативность и прочее. Эти навыки очень влияют на успешность каждого человека как в профессиональной сфере, так и во взаимодействии с другими людьми.
У каждого ученика есть собственный образовательный путь. Он начинается еще до школы и продолжается после. И школа должна создать для всех учащихся лучшее поле образовательных возможностей.  Одна из основных целей - помогать обучающемуся совершать выбор своего образовательного пути в течение всего процесса обучения в школе.
Старшая школа (10-11-е классы) в Москве предоставляет широкие возможности для получения профильного образования, активно использует все, что предлагает мегаполис для расширения образовательных возможностей школьников и студентов. Но чтобы ученик мог осознанно сделать выбор между предлагаемыми направлениями предпрофессионального образования, необходимо, чтобы он пробовал себя в той или иной области знаний, знакомился с ее особенностями и получал практический опыт.
На наш взгляд, образовательное пространство и начального, и основного общего образования следует выстраивать таким образом, чтобы на каждом этапе обучения ученик получал эту возможность - осваивать разные профессии, чтобы выбрать ту, которая ему по душе.
Недостаточно просто накапливать знания или умения, с ними надо работать: применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, дополнять. А это уже не теория, но практика. Это уже деятельность. Урочная система, очевидно, не позволяет в полном объеме реализовать стремление детей пробовать, выбирать, действовать. Значительно больший потенциал практико-ориентированного обучения имеют научно-познавательные и творческие модули, факультативы, проектная и исследовательская деятельность.
Образовательная среда, насыщенная внеурочной учебно-познавательной деятельностью и широким спектром дополнительного образования, позволяет обучающимся расширить свои представления о профессиональном, научном, творческом, предпринимательском мире и сформировать необходимые навыки.
В школе №218 уже много лет действует разветвленная система внеурочной деятельности и дополнительного образования, которая способствует как многогранному развитию личности учащихся, так и повышению учебной мотивации. Среди направлений нашей внеурочной и кружковой деятельности можно выделить: модули (с 1-го по 7-й класс); подготовку и участие в олимпиадах разного уровня; проектно-исследовательскую деятельность; проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, осуществляемое совместно обучающимися, их родителями с педагогами и кураторами классов (параллелей); наставнические и волонтерские программы, а также общешкольные мероприятия, такие как «День науки и творчества», «Музыкальная гостиная».
Во внеурочной деятельности школы №218 преобладает учебно-познавательная работа. Учащимся помимо уроков предлагается несколько вариантов практико-ориентированных курсов, из которых они могут выбрать один или два в течение года. Это решает несколько задач: поддерживает познавательную мотивацию школьников; знакомит детей с нетрадиционными формами изучения предметов; дает возможность освоить новые области знаний; формирует навыки проектно-исследовательской деятельности, командной работы; постепенно учит ребенка самостоятельно формировать свой учебный план, поскольку выбор посещаемых модулей, а значит и формирование своей образовательной программы, происходит каждый год. Примеры таких курсов: «Я познаю мир»; «3D-графика и моделирование»; «Читаем вместе»; «Мир на ощупь»; «Естественно научно!», «Мультимедия», «Английский клуб».
Дополнительное и, конечно, основное образование построено на принципах вариативности, что позволяет индивидуализировать образовательную траекторию развития детей разных возрастных групп, реализовать их творческий потенциал, социальные запросы и устремления. Много лет на базе школы действует система математических кружков (филиал малого мехмата МГУ), которая доступна как учащимся 218-й школы, так и учащимся других школ. В ближайших планах школы создание системы кружков по робототехнике и моделированию, расширение открытых кружков по естественно-научному и гуманитарному направлениям.
В школе №218 в марте для школьников и в июне для дошкольников проходит ежегодный общешкольный праздник «День науки и творчества». Вот уже восемь лет ребята участвуют во встречах и дискуссиях с профессионалами и мастерами своего дела, в мастер-классах и соревнованиях. Для учеников школы организовываются площадки, которые позволяют раскрыть различные сферы жизни с новой стороны. По традиции ведущими площадок становятся родители, выпускники, учителя, приглашенные специалисты. Каждый год своими знаниями и профессиональными навыками делятся более 40 приглашенных гостей, в том числе ведущие научные специалисты, преподаватели лучших вузов Москвы, успешные бизнесмены, известные творческие деятели.
Дошкольникам также предлагаются интереснейшие и познавательные мастер-классы: научные, экологические, развивающие, творческие. Дети получают много новых знаний, впечатлений, положительных эмоций, а самое главное, они становятся любознательными, открытыми и стремящимися к обучению в школе.
Разнообразная среда, мотивирующая учащихся к самообучению, саморазвитию, выбору своей образовательной траектории, может быть создана еще на уровне дошкольного образования. Инновационные технологии познавательного, социально-коммуникативного и речевого развития детей дошкольного возраста, в частности технология «Открытый класс», способствуют развитию у детей умения принимать самостоятельные решения, слушать друг друга. Во время открытого класса дети до­школьного возраста по маршрутным листам самостоятельно выбирают и находят себе мастер-классы по интересам.
Общешкольные мероприятия, дополнительное образование тесно слито с основным учебным процессом, внеурочная деятельность действительно дополняет и расширяет школьное образование, укрепляет познавательную мотивацию учащихся и расширяет их общекультурный уровень.

Юлия КРЫЛОВА,
заместитель директора школы №218