Инклюзия на уровне дошкольного образования наиболее перспективна и менее противоречива, поскольку ориентирована на цели развития и коррекции ребенка.
Включение в школьную жизнь ребенка с ОВЗ в образовательных организациях МСД №33 проходит в компенсирующих группах, где ведут коррекционно-развивающую работу учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, и в общеобразовательных группах, где дети также получают помощь специалистов.
В качестве основного вида деятельности специалисты школы №141 предлагают игру и разрабатывают комплекс игровых упражнений для разных групп детей с ОВЗ, для чего используют наборы Dusyma и Pertra, песочную терапию.
Игровой комплекс Pertra представляет собой многофункциональное пособие и состоит из разнообразных инструментов, позволяющих дефектологам, логопедам, психологам организовать и провести все нужные тренинги: сенсорный, моторный, интеллектуальный, коммуникативный, психоэмоциональную разгрузку. Данный набор представляет собой разные способы «общения» ребенка с деталями - манипулятивами, то есть такими, которыми надо управлять вручную, под руководством педагога-психолога, учителя-дефектолога или логопеда.
Взаимодействие с множеством интересных, красочных, приятных на ощупь элементов набора вызывает у детей интерес и повышает их познавательную активность. Обогащение тактильных и кинестетических ощущений способствует развитию внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, речи, а также напрямую связано с совершенствованием мелкой моторики ребенка, развитием координации движений пальцев рук.
Песочная терапия (Sand-Play) - это психотерапевтическая методика, основанная на понимании личности человека с точки зрения глубинной психологии. Кроме того, это метод невербальной творческой коммуникации. Для ребенка это привлекательная и уникальная возможность общения, когда можно свободно выражать свои чувства и мысли без слов.
Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения рисунков, городов, миров) и вербальной экспрессии, то есть выразительности (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции). В качестве материала для манипуляций - самостоятельных действий - выбран песок, что обусловлено его особыми свойствами. Песок - это тот самый природный материал, с которым ребенок привыкает взаимодействовать, играть с самого раннего возраста.
Ребенок словно становится завороженным, пересыпает струйки в руки, делает домики, куличики, возит машинки, закапывает сокровища.
Работы детей отражают их истинные чувства, переживания и эмоции. Песок помогает объединить детей, вовлечь их в совместную игру.
Включение детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство предусматривает несколько этапов: подготовительный, информационно-диагностический, практический и аналитический.
А также для этой цели используются две модели.
Модель 1 предполагает включение одного-двух детей с ОВЗ в группу ребят без ограничений в здоровье. Ребенок получает образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находится в их среде и в те же календарные сроки. Если это необходимо, среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.
Модель 2 предусматривает наличие компенсирующих групп для детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированной программе со значительным числом общеразвивающих занятий, совместных мероприятий и часов общения со сверстниками, не имеющими таких ограничений.
Сегодня в Москве созданы все условия для равных возможностей получения образования детьми с особыми образовательными потребностями.

Ирина КУЗНЕЦОВА,
учитель-логопед школы №141