Сегодня социализация подрастающего поколения - одно из приоритетных направлений деятельности любой образовательной организации. Начиная
с самого раннего возраста, происходит формирование личности человека, становление его мировосприятия, мироощущения, миропонимания. Ребенок не только постигает предметный мир, но и погружается в социальное пространство взаимоотношений через контакт с окружающими его людьми.
Если речь идет о детях с особыми образовательными потребностями, ребенок может столкнуться с рядом препятствий в приобретении опыта позитивного общения. Процесс интеграции в общество таких детей имеет сегодня важное социально-педагогическое значение, ведь во главу угла встает не только совместная деятельность, но целый совместный мир детей.

На мой взгляд, самая трудная педагогическая проблема в работе с такими детьми - социализация обучающихся.
В процессе создания ресурсных школ Москвы, использующих эффективные современные методики обучения детей с различными формами инвалидности, стояла задача организовать адаптивную образовательную среду для детей с инвалидностью, и рассматривалась адаптация самой образовательной системы под потребности конкретного ребенка.
Образовательная площадка «Лиственничная аллея» школы №1454 «Тимирязевская» - одна из таких ресурсных школ, которая осуществляет обучение детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. На базе площадки создано интегрированное образовательное пространство, где собраны все необходимые элементы для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и различными формами инвалидности. Образовательная площадка оборудована залами для групповых занятий лечебной гимнастикой и залом для индивидуальных занятий, оснащенным тренажерами для укрепления различных групп мышц, роллерами, утяжелителями с изменяющимся весом для конечностей, спортивным инвентарем для коррекции позвоночника. Лечебная гимнастика и плавание проводятся под руководством опытных инструкторов и тренеров адаптивной физической культуры.
В настоящее время площадка «Лиственничная аллея» предоставляет возможность круглосуточного пребывания обучающихся на территории образовательной организации с шестиразовым рационом, современным материально-техническим сопровождением системы дополнительного образования, возможностью бесплатного посещения бассейна на базе Центра здорового образа жизни РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева.
Особое внимание мы уделяем сотрудничеству учителей-предметников, специалистов службы сопровождения с родителями учащихся.
Ресурсное учреждение быстро и мобильно реагирует на разнообразие мотивов и потребностей общества, и в первую очередь на способности и возможности участников образовательного пространства.
Педагоги школьной площадки «Лиственничная аллея», работающие с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, предоставляют широкий спектр образовательных услуг по различным направлениям деятельности. Сотрудничество носит комплексный характер и включает в себя ряд взаимосвязанных аспектов. Все, что мы делаем, воплощает идею «Жизнь без границ в школе удивительных детей!». Стабилизация эмоционального состояния ребенка, нетрадиционный подход к организации обучения и воспитания с использованием разных видов творчества, создание ситуаций успеха позволяют ребенку почувствовать уверенность в себе, в своих возможностях и востребованность в обществе. Мы активно включаемся в образовательный процесс и делимся с детьми своими результатами и достижениями, выходим с ними на одну сцену и принимаем участие в интеллектуальных и творческих состязаниях, показываем личным примером, что нет ничего невозможного.
В системе дополнительного образования школьной образовательной площадки «Лиственничная аллея» широко представлены клубы и кружки, способствующие профессиональному самоопределению учащихся, в том числе объединения технической направленности с кабинетами, оборудованными для теоретических и практических уроков. Так, занятия клуба «Юный автомобилист» проводит педагог И.Н.Макарин, руководитель команд Zyxel RRT, ATS Formel-3 CUP. Пилоты команд И.Н.Макарина - неоднократные чемпионы международного первенства России, Италии, Испании, Финляндии, Германии. Программа обучения наших учеников - первая ступень знакомства с миром автодвижения, с миром автотехники. В рамках программы ученики получают стартовые технические и теоретические знания по устройству автомобиля. Практические занятия дают основные навыки безопасного вождения автомобиля и правил дорожного движения. В процессе обучения используются специальные учебные симуляторы и конструируемые воспитанниками кружка автотранспортные средства: скутеры, карты, байки.
Кружки художественной направленности развивают задатки творческих способностей, которые присущи любому ребенку. Творческие способности раскрываются и совершенствуются под руководством квалифицированных педагогов, которые создают ситуации, требующие креативных решений.
Наши ученики принимают активное участие во многих проектах Департамента образования города Москвы, таких как «Музеи Москвы - детям», «Профессиональная среда», «Университетские субботы», чемпионат JuniorSkills. Нормы ГТО успешно сдаются детьми школьной площадки «Лиственничная аллея» на значки трех видов.
Количество наших социальных партнеров постоянно растет, в их числе детская библиотека №29, Колледж современных технологий, Политехнический колледж имени Н.Н.Годовикова, колледж предпринимательства №11 РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева, колледж архитектуры и строительства №7, колледж автоматизации и информационных технологий №20, учебное подразделение №6, ДМШ имени А.Д.Артоболевской, Тимирязевская детская художественная школа.
Традиционными стали необычные мероприятия. Одно из таких - «Минута славы», где каждый ребенок может заявить о себе, показать свои уникальные способности, свои таланты. Дети с удовольствием демонстрируют городу и миру, что значит быть по-настоящему творческими. У детей нет условностей и ограничений, стереотипов в мыслях и поведении.
Общение с детьми, сознательное желание у них учиться помогает ослабить влияние этих ограничений и жить осмысленнее и свободнее. Педагогический коллектив нашей образовательной площадки находится в постоянном движении: это и профессиональное обучение, и поиск новых методов и форм взаимодействия с учащимися. Мы работаем с удивительными детьми. Именно дети становятся самыми главными учителями в нашей жизни. Они щедро одаривают нас уроками жизнелюбия, любознательности, они свободны от шаблонов и стереотипов, им интересен окружающий мир, они учат нас детской непосредственности, искренности. Дети с особыми образовательными потребностями испытывают нашу социальную систему на человечность. Работа с этими детьми - это тест на эмпатию - потребность сопереживать, на оптимизм, на умение понимать и принимать тех, кто тебя окружает; это проверка на способность владеть собой и своим поведением в сложных ситуациях, а также изобретать новые подходы в обучении. Наши удивительные дети очень целеустремленные, они свободны от комплексов и штампов, они знают, что у них все обязательно получится; они идут навстречу своей мечте смело и уверенно. А мы стараемся сделать все, чтобы хотя бы на шаг приблизить их к самой сокровенной мечте.

Юлия ХРАМЦОВА,
учитель истории и права высшей категории, старший методист школьной образовательной площадки «Лиственничная аллея» школы №1454 «Тимирязевская», кандидат исторических наук