​Москва - город уникальных возможностей и условий для гармоничного воспитания, обучения детей, развития их талантов. Современные образовательные проекты и мероприятия московской системы образования, Департамента образования города Москвы предоставляют всем московским школьникам новые возможности для роста образовательных результатов, новые технологии познания наук, самообразования и самоопределения.

Образовательная среда изменилась, стала инновационной, высокотехнологичной, открытой и доступной. И сейчас для целенаправленного движения и достижения ожидаемых школьниками и их родителями результатов нужен надежный проводник и помощник, а каждому школьному классу - современный руководитель класса. Поэтому в московской школе становится все более значимой роль классного руководителя.
Со временем изменяются содержание и формы работы классного руководителя. Сегодня классный руководитель управляет коллективом в ситуации высокой неопределенности. А это уже функции менеджера. Классное руководство как менеджмент - это управление образовательными условиями для решения каждым учеником класса задач своего социально-личностного развития. И руководитель класса - специалист, управляющий условиями социально-личностного развития детей в образовательном процессе.
И поэтому для эффективного и результативного управления руководителю класса необходимы главные управленческие навыки:
1) управление результатами и достижениями каждого учащегося и класса в целом (электронные портфолио и рейтинги достижений);
2) управление процессами, происходящими в классе (учебная, внеурочная и воспитательная деятельность, коммуникации);
3) управление активностями и поведением учащихся класса;
4) управление информационными потоками в классе между учениками, школьниками и родителями, учащимися и учителями, учителями и родителями;
5) управление ресурсами класса.
Классные руководители нередко могут испытывать неуверенность, сомнение, а нередко - тревожность от непредсказуемости, неуправляемости детьми и воспитательным процессом в некоторых случаях. Для предотвращения подобных состояний и ситуаций важна помощь школьного психолога и владение новыми психологическими знаниями и методиками взаимодействия с детьми разного школьного возраста. Важнейшее задание классного руководителя - это забота о взаимопонимании между ним и учениками, благоприятном социально-психологическом климате в ученическом коллективе.
Классный руководитель - это лидер коллектива, пример для учеников и родителей, а также для других учителей. Это прекрасный организатор, который сумеет решить любой вопрос, возникающий в этом классе у родителей, учеников и учителей. Он по-прежнему учитель, педагог, и его педагогические компетенции должны быть на высочайшем уровне. Именно классный руководитель служит главным проводником и детей, и родителей в образовательной среде. И, кроме того, он транслирует идеалы, главные цели и задачи школы.
Руководитель класса должен принять осознанное лидерство, принять ответственность прежде всего перед детьми.
Московская система образования осознала необходимость пересмотра функций классного руководителя и формирование нового типа классного руководителя - руководителя школьного класса.
Директора московских школ объединили свои усилия и при помощи МЦРКПО разработали проект положения о руководителе класса, а также проект регламента взаимодействия руководителя класса с участниками образовательных отношений.
В школе №1287 прошли курсы повышения квалификации для всех классных руководителей школы. Актуальная и важная программа «Проектный подход в управлении классом: классный руководитель - руководитель класса» была разработана Московским центром развития кадрового потенциала образования Москвы. Цель программы - совершенствование профессиональных компетенций классного руководителя в области управления классом. Занятия провели А.Е.Новиков, к.п.н., доцент, заместитель начальника Центра образовательного форсайта МЦРКПО и его профессиональная команда.
Преподаватели курсов подвели школьных педагогов к переосмыслению роли классного руководителя в управлении классным коллективом, разграничению понятий «классный руководитель» и «руководитель класса». Присутствовавшие клас­сные руководители размышляли о том, какими процессами управляют в своем классе, каких результатов хотят добиться и что должны предпринять для достижения этих результатов. В итоге занятий классные руководители пришли к пониманию необходимости разработки положения о единых требованиях к руководителям классов школы. Такое положение должно быть основано на едином понимании функций и уровня ответственности каждого. Все это в дальнейшем позволит избежать разночтений, обеспечить преемственность и грамотно организовывать процесс управления классом и развитием отдельного учащегося.
- В рамках курсов мы рассмотрели также основные формы и методы профессиональной деятельности педагогов школ Москвы, выполняющих обязанности классного руководителя. Высокий профессиональный уровень лекторов помог понять особенности работы классного руководителя, разобраться в нюансах. Курсы понравились своим содержанием, новизной, формой работы, позволили получить огромный заряд энергии, - рассказала клас­сный руководитель 3-го «Д» класса Мария Александровна Калиберда.
- Меня очень заинтересовала тема разрешения конфликтов, это очень актуальная тема для классного руководителя, потому что классный руководитель - связующее звено между всеми участниками образовательного процесса, - считает классный руководитель 11-го «Б» класса Елена Николаевна Портнова. - У всех характеры разные, поэтому возможны конфликты, и классный руководитель должен грамотно находить правильные, компромиссные решения в интересах ребенка.
Курсам повышения квалификации в нашей школе предшествовала диагностика клас­сных руководителей школы: выявились актуальные вопросы и требующие решения задачи. Диагностика показала, что одна из актуальных тем - сотрудничество с родителями, и она стала одной из ключевых при обучении на курсах.
- Нужно видеть в родителе партнера, единомышленника, человека неординарного и талантливого, необходимо дать ему уверенность в том, что он и его проблемы услышаны. А дальше работай честно - тогда родители тебя оценят, поймут и будут готовы помочь, - поделилась своими впечатлениями классный руководитель 7-го «А» класса Ирина Викторовна Соловьева.
По итогам обучения классные руководители разработали и успешно защитили клас­сные проекты, получили необходимые знания и опыт для дальнейшей работы.
Классный руководитель школы Москвы имеет все необходимые полномочия, высокий статус и соответствующую оплату за свою работу (ставка классного руководителя в этом учебном году с 7000 рублей увеличилась до 15000 рублей). И директору такой руководитель класса только поддержка, ему больше нет необходимости решать вопросы, которые способен решить классный руководитель - непосредственный руководитель класса.
Активно обсуждаемая на данный момент Стратегия развития московского образования на период до 2025 года определяет подходы к формированию нового содержания и функций руководителя школьного класса. Столичное образование-2025 - это система поддержки человека и гражданина, который понимает и принимает свой вектор развития, умеет строить свою профессиональную траекторию. В условиях индивидуализации образовательных маршрутов, взаимозачетов учебных достижений, расширения диапазона возможностей для получения образования как внутри школы, так и вне ее стен, только руководитель класса может обеспечить полное комплексное сопровождение каждого учащегося. И только наличие в системе образования руководителей школьного класса позволит полноценно обеспечить каждому ребенку построение индивидуального пути развития и сопровождение его на этом пути. Руководитель школьного класса - это мыслящий педагог, постоянно развивающийся, ищущий ответы на вопросы, волнующие учеников и их родителей. Такой человек открыт для нового, способен положительно влиять на развитие учеников.
Когда в школе работают современные руководители школьных классов, которые сочетают в себе качества лидеров, менеджеров и психологов, будет обеспечена успешная реализация задач, обозначенных в проекте новой Стратегии развития московского образования до 2025 года. И главная задача - соответствие школьного образования быстроменяющемуся миру и удовлетворение образовательных потребностей юных москвичей и развитие их разнообразных талантов.

Инесса БОХОНСКАЯ, директор школы №1287