Деятельность современного классного руководителя - важнейшее звено в воспитательной системе любой образовательной организации, основной механизм реализации индивидуального подхода к учащимся. Обусловлена эта деятельность задачей, которую ставят перед школой государство, родители, социум - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для духовного, умственного, физического развития.

В начальной школе
Роль учителя в начальной школе необычайно велика. Он и учитель, и воспитатель, и авторитет, и источник знаний, и... самый умный, самый правильный и самый замечательный человек для школьников младших классов. Педагог начальной школы должен зажечь очаг знаний в каждом маленьком школьнике, формировать коллектив, способствовать раскрытию потенциальных возможностей каждого ребенка. Роль педагогов заключается в том, чтобы помочь ребенку раскрыться через его дружбу, увлечения, стремления, фантазии. Учитель начальной школы видит способности своих воспитанников и может рекомендовать пути их дальнейшего воспитания и обучения. В начальной школе формируется отношение к образовательным предметам, происходит становление личности.
Важно, чтобы учителя-предметники начальной школы и классный руководитель находились в постоянном взаимодействии. Классный руководитель обязательно обратит внимание учителя физкультуры, технологии, музыки и других на потенциальные возможности каждого своего ученика. И в свою очередь, об успехах и способностях маленького школьника учитель-предметник прежде всего расскажет классному руководителю.
В нашей школе классный руководитель обязательно дает совет родителям, в каком направлении лучше двигаться ребенку. Если есть возможность, то мы формируем 5-й класс технической или гуманитарной направленности и обязательно оставляем общеобразовательный класс. Если в школьном здании один 5-й класс, то мы организуем стратовое обучение: на какие-то предметы дети ходят все вместе, а на какие-то расходятся на группы для углубленного изучения интересных им предметов, предлагаем предпрофильные обязательные курсы по выбору учащегося.

Основная школа
Новому классному руководителю в 5-м классе надо установить контакт с учителем начальной школы. И уже через него ближе познакомиться с детьми. В некоторых случаях ему может очень помочь школьный психолог. Именно взаимодействие с психологом и учителем начальной школы поможет новому классному руководителю получить правильное представление о детях, с которыми он работает.
В этот период важно и соучастие учителей-предметников, которые должны рассказывать об успехах или неудачах своих учеников.
Именно в 5-м классе многие школьники не подтверждают своих результатов по ряду предметов по сравнению с начальной школой. Во многом это связано с проблемой психологической адаптации, а не с возможностями ребенка. На этом этапе важную роль должны сыграть родители. В такой ситуации им необходимо общение прежде всего с классным руководителем, а затем и с учителем-предметником. Классный руководитель способен соз­дать сплоченный, дружный коллектив, где каждому школьнику будет комфортно. Тогда ребенок будет испытывать потребность идти в школу, потому что у него там друзья, у него там важные дела, личные и общие.
Классный руководитель - это личность. Безусловно, педагог-предметник - это тоже личность. Но предметников чаще вспоминают те выпускники, которым они привили любовь к своей дисциплине, возможно, проложили путь в профессию.

Цель классного руководителя - воспитать успешный коллектив

Кардинально задачи и условия труда классного руководителя не изменились за несколько последних лет. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг.
Но сегодня учитель и классный руководитель перестали быть единственным источником знаний. К нам приходят дети цифровой эпохи. Теперь классный руководитель должен влиять на жизнь своих учеников, используя информационно-коммуникационные технологии и социальные сети. Он может выложить много полезной для ребят информации на сайте и на своей страничке в социальных сетях, может устраивать в Сети увлекательные дискуссии, оставлять свои комментарии.
Изменились инструменты, которые нужно использовать в своей работе с детьми и с родителями. Появились общедоступный Интернет, электронная почта, электронный журнал, Московская электронная школа и другое. Нужно искать новые формы общения, формы содружества, сотворчества.
Современный классный руководитель методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах.
И конечно, он хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает.
Классный руководитель - это глава класса. Он должен найти подход и установить добрые отношения со всеми своими школьниками, доверительно общаться с родителями и радовать их успехами своих детей. В этом случае у родителей повышается уважение и доверие к школе.
У нас в школе родители с большим удовольствием приходят на школьный КВН, на конкурсы и представления школьного фестиваля «От Земли до звезд», на школьные праздники, на встречи с ветеранами, сами помогают готовиться своим детям к выступлению, к поздравлениям.
Сегодня город дает школам огромные образовательные возможности, предоставляет школьникам невероятные условия для получения образования. Необходимо, чтобы любая деятельность развивала ребенка, его дарования и вместе с тем помогала ему получать удовольствие и радость от того, что он делает. Классный руководитель должен направлять каждого из своих подопечных в нужное русло.
Ученики с удовольствием ходят на олимпиады, особенно на «Музеи. Парки. Усадьбы», посещают «Университетские субботы», мероприятия проекта «Профессиональная среда», занятия в технопарке, в вузе и многое другое. Родители часто сопровождают своих детей, сами с интересом знакомятся с образовательными и культурными возможностями города. А грамотно организовывает все это именно классный руководитель. Его важная задача - формировать мотивы и желания ребенка, чтобы он чувствовал потребность быть социальным, человечным, нравственным.
В современной школе классный руководитель не один - у него много помощников. Это и социальный педагог, и психолог, и ответственный за безопасность, за питание, за систему дополнительного образования, внеурочной деятельности. В организации внеучебной, внешкольной работы класса классный руководитель активно сотрудничает с педагогом-организатором. Вместе они привлекают к работе с классом представителей культуры, спорта и прочих областей. Очень часто сами родители становятся этими интересными для школьников людьми.
Особенно это важно при создании летнего лагеря, который ежегодно функционирует на базе нашей школы.
Классный руководитель должен создавать такие условия, в которых каждый школьник сумеет достичь личного успеха. Чтобы ребенок стал хорошим, надо, чтобы он хотел, стремился, находил удовольствие в том, чтобы быть хорошим. Очень важно, чтобы в школе и в классе поддерживали одаренных и талантливых детей. Часто такие дети требуют особых индивидуальных условий, специального подхода, для них необходима уважительная атмосфера в классе и дома.
Классное руководство - это очень сложный и очень важный каждодневный труд. И мы рады, что в Москве понимают и достойно оплачивают это благородное занятие.
- Вложение в классного руководителя - это самое благодарное вложение, сумеете соз­дать эффективный отряд классных руководителей в ваших школах - избавитесь от 90 процентов своих проблем, - сказал И.И.Калина.
Класс - это маленькая школа, и классный руководитель в ней классный директор, который в ответе за все, что в нем происходит. Но школа сегодня очень быстро меняется. Сегодня мы уже не должны работать и обучать так, как это было вчера. Мы живем в то время, когда творчество и эксперимент только приветствуются. Главное, чтобы они шли на пользу образовательному и воспитательному процессу.
Ребенок - это горящий факел. Это живое пламя могут разжечь лишь тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. От классного руководителя зависит, потухнет этот факел или будет гореть все ярче и ярче.
Главная роль классного руководителя - поддерживать огонь в каждом ребенке.

Елена РЫБАЛЬЧЕНКО,
директор Инженерно-технической школы имени дважды Героя Советского Союза П.Р.Поповича;
Марина КАПРАНОВА,
заместитель директора по качеству образования Инженерно-технической школы имени дважды Героя Советского Союза П.Р.Поповича