Конвергенция - это процесс сближения, взаимопроникновения, ведущий к взаимообогащению. Сегодня приоритетом в образовании становится междисциплинарный подход, восстанавливающий целостную картину мира. И в московских школах создается образовательная среда, которая позволяет учащимся воспринимать мир как единое целое, а не набор отдельных учебных дисциплин, обособленных, не связанных друг с другом. В Послании Федеральному Собранию 2018 года Президент сказал о задачах в области образования: «В классах формируется будущее России. Школа должна отвечать на вызовы времени, тогда и страна будет готова на них ответить».
Московская система образования занимает лидирующие позиции не только в России, и во многом добиться этого помог конвергентный подход.
Главные результаты конвергентного обучения в школе - это освоение базовых теоретических понятий и способность применять их в решении практических задач. Один из примеров - проектная и исследовательская деятельность. В 2017 году 88 учеников нашей школы стали победителями и призерами городских интеллектуальных конкурсов, 51 - всероссийского, 32 - международного.
Третий год подряд проект «Школа новых технологий» успешно объединяет школы, университеты и бизнес для совместной работы по поиску инновационных идей и созданию востребованных продуктов. Из года в год Экспертно-консультативный совет родительской общественности при Департаменте образования города Москвы выступает соорганизатором и учредителем специальной номинации «Дети - детям: создание 3D-пособий для слабовидящих детей». Участники номинации вместе со взрослыми создают 3D-пособия для образовательного процесса. Команда нашей школы вновь стала призером конкурса «3DБУМ». Школьники развивают технические и социальные навыки: взаимопомощь, сочувствие, ответственность, терпеливость и стремление изменить мир к лучшему.
На открытой научно-практической Конференции социально-гуманитарных исследований и проектов «Ретроспектива и перспектива: от прошлого к будущему» стала призовой работа ученика 8-го класса «Как выделиться из толпы», посвященная развитию качеств лидера уже со школьной скамьи. Разработка и реализация волонтерских экологических проектов обеспечила нашей ученице победу в федеральном этапе Всероссийского конкурса «Эколидер» в рамках акции «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе».
Хочется привести еще одно положение из Послания Президента Федеральному Собранию: «Сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, технологии, компетенции. Это ключ к настоящему прорыву». У школ Москвы равные финансовые возможности. Это позволило оснастить образовательные учреждения современным оборудованием. Связка «школа - колледж - университет - наука - высокотехнологичная промышленность как поставщик задач из области высоких технологий» позволила обеспечить учащихся необходимым для работы высокотехнологичным оборудованием.
Уроки технологии мы проводим в технопарках. Наше расписание позволяет использовать механизм «ПОТОК» (персонализированные образовательные траектории в открытых коллективах), предлагаемый в широко нынче обсуждаемом проекте «Стратегии развития московского образования на период до 2025 года». Первый шаг в большую науку и работу с новейшими технологиями делают участники образовательного курса на базе детского технопарка Российского государственного социального университета.
Наличие в школе инженерных, академических классов, а также классов социально-гуманитарного, социально-экономического, химико-биологического профилей позволяет уже сегодня осуществить принципы конвергенции образования - стирания границ узкой предметной направленности.
Команда 8-го «Б» класса в хакатоне «Интернет вещей» (Internet OF Things), организованном проектным офисом «Школа новых технологий», трудилась над созданием проекта, который поможет усовершенствовать наш город. Перед школьниками стояла задача - придумать, а главное, сконструировать экологическое изобретение в рамках темы «Умный город». Среди семи команд финалистов Москвы, участников хакатона, в упорной борьбе 1-е место заняла наша команда. Проект «Энергетический блокчейн: стабилизация потребления энергии» оказался вне конкуренции.
Интеграция уровней общего среднего и высшего образования способствует реализации конвергентного подхода. Ежегодно проводимая на базе нашей школы совместно с вузом-партнером МАДИ Научно-практическая конференция школ МЦАДО предоставила возможность защиты проектов и исследований в 9 секциях. А во второй части конференции состоялся командный брейн-ринг по комплексу предметов естественно-научной направленности, который принес заслуженную победу команде нашей школы.
Партнерские связи позволили десятиклассникам принять участие в международном мероприятии на базе факультета компьютерных наук Высшей школы экономики. Это была международная лабораторная работа.
Перед образованием поставлена задача создания системы «современной профориентации». Ребята из профильных классов выезжают на предприятия, чтобы обучиться новой для них профессии. Мы сотрудничаем с несколькими ведущими высокотехнологичными предприятиями. Практическая работа на предприятиях требует от учащихся глубокого знания, понимания отдельных учебных дисциплин и междисциплинарных связей.
Подготовка чемпионов начинается со школы. Работают кружки технической направленности, студенческая молодежь активно участвует в подготовке юных чемпионов. Работая в проекте «Кружок от чемпиона», победители районных, федеральных и мировых чемпионатов WorldSkills выступают в роли руководителей по своим направлениям. Результат налицо: команда учащихся 9-х предпрофильных инженерных классов нашей школы заняла первое место в номинации «Инженерия космических систем» в VI Открытом чемпионате профессионального мастерства города Москвы «Московские мастера» по стандартам WorldSkills Russia (WSR Junior).
Основная цель конвергентного подхода в обучении - формирование у школьников способности к самостоятельному мышлению и познанию, создание целостной картины окружающего мира. Эту цель помогает осуществить интеграция основного и дополнительного образования. В условиях конвергентного подхода основное и дополнительное образование становятся единым целым. Фестиваль дополнительного образования позволяет продемонстрировать успехи в освоении самых разнообразных программ. Так, на мастер-классе по одному из самых современных направлений - программированию, прошедшему в рамках фестиваля, учащиеся, которые уже имеют навыки работы с языком Python в консольном режиме, учились писать свои первые программы, состоящие из различных графических элементов.
Главный способ проявить свой талант - олимпиады. По результатам регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в Москве у нашей школы 8 победителей и 23 призера по семи предметным областям. Призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории и по литературе стали три выпускника нашей школы. Выпускник 11-го инженерного класса стал победителем заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку. Наши ребята - среди победителей и призеров Всероссийской олимпиады для школьников «Покори Воробьевы горы!», цель которой - найти новых Ломоносовых на бескрайних просторах нашей Родины, Московской предпрофессиональной олимпиады, XII Всероссийской интернет-олимпиады «Нанотехнологии - прорыв в будущее!», проводимой совместно МГУ имени М.В.Ломоносова и Школьной лигой РОСНАНО.
Совместно с Ассоциацией победителей олимпиад прошел уникальный командный олимпиадный турнир, в котором приняли участие белее 80 учеников нашей школы.
Реализация конвергентного подхода положительно повлияла и на летний отдых детей. Лето стало временем, когда можно увлеченно заниматься любимым делом, развиваться. Этому способствуют летняя научно-образовательная инженерная практика на базе научно-образовательных центров, лабораторий и кафедр вузов, мероприятия программы «Школьная лига РОСНАНО», участие в летнем образовательном проекте «Профильная четверть» на базе городского профильного лагеря «Воробьевы горы». Такой активный летний отдых позволяет школьникам самостоятельно выбрать свое будущее среди ярких красок столь разнообразной и вместе с тем единой картины мира.
Московская электронная школа стала ведущей технологией при использовании кон­вергент­ного подхода. Она обеспечивает широчайшие возможности для повышения квалификации учителя, становления и развития педагога как учителя XXI века. На педагогических кадрах и тех, кто управляет развитием образования, лежит ответственность за будущее страны. Именно они способны воспитать и обучить талантливых лидеров, которые, без сомнения, найдут ответы на большие вызовы.

Ирина БОБРОВА,
директор школы №1575, кандидат экономических наук, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования