Если всегда помнить эти слова президента и использовать возможности, которые сегодня дает школам город, юные таланты Москвы с большим отрывом вырваться вперед - в науке, культуре и в спорте. В качестве яркого примера - школа №1252 имени Сервантеса.

Современный молодой человек, участвующий в интеллектуальных соревнованиях, живет полной жизнью, любит общаться с ровесниками, путешествовать, узнавать новое. А необычным его делает одно важное, уникальное качество - ему безумно нравится учиться, преодолевать трудности. Не зубрить, а думать, искать и находить ответы.
Московская система образования прокладывает пути развития талантов у всех детей и вы­двигает эту цель как основную для современной школы. Глава столичного Департамента образования Москвы, министр Правительства Москвы Исаак Калина с гордостью отмечает, что «в столице практически нет ни одной школы, в которой хотя бы один ученик не стал победителем или призером городской олимпиады, то есть потенциальным членом сборной Москвы».
Мы расскажем, как становятся заметными участниками олимпиад ученики школы №1252 имени Сервантеса. Девиз школы «Кто хочет, тот добьется». Эти слова дают установку на смелое и решительное действие в один из самых ответственных периодов жизни.
Перспективу и развитие нашим ученикам обеспечивает обязательное участие школы в мероприятиях, конкурсах, разного рода развивающих площадках городской образовательной среды. Прекрасной иллюстрацией может послужить участие в олимпиаде «Музеи, парки, усадьбы». Ученики школы №1252 смогли расширить горизонты познания, побеседовать со специалистами по тем отраслям знаний, которые они выбрали для решающих соревнований - Всероссийской олимпиады школьников и Московской олимпиады.
Сегодня московские вузы и колледжи также предоставляют огромные возможности для создания развивающей образовательной среды школы, проведения предпрофессиональной подготовки и улучшения навыков адаптации к быстро меняющимся потребностям рынка труда. Школа имени Сервантеса работает с большим количеством вузов, и наши ученики имеют возможность изучать разные направления, в том числе такие, которые отсутствуют в учебном плане.
Кроме того, есть множество примеров эффективного взаимодействия школы с городскими организациями. Важным этапом в развитии стало участие в городском проекте «Москва - международная школа качества». В 2017 году школа стала авторизованной школой Международного бакалавриата (The International Baccalaureate (IB), получила право на реализацию программы основной школы Middle Years Programme (MYP). Это дало импульс совершенствовать образовательный процесс.
Один из поворотных моментов последних лет - вхождение школы в городской проект «Школа новых технологий». Основное тематическое направление в рамках этого проекта - «Организация образовательного процесса». Главная цель - сделать школу современным центром инноваций, где учащиеся могли бы раскрывать таланты.
Кроме того, в школе имени Сервантеса успешно работает более сотни кружков. Особенность нашей системы - в ее постоянном совершенствовании, обновлении, взаимообогащении основного и дополнительного образования и - главное - в преемственности. Эта устойчивая модель постоянно дополняется находками учителей и родителей.
В начальной школе все участники образовательного процесса создают подходящие условия для развития талантливых детей. И обязательно дают детям попробовать разные виды деятельности. Именно поэтому в школе выстроена система, позволяющая работать с детьми начиная с 6-летнего возраста и развивать их способности в разных сферах - от ручного труда до театральной студии, театра кукол, музыкальных ансамблей, студии поэтического творчества, проектной и исследовательской работы. В кружках в ненавязчивой форме детям дается возможность почувствовать вкус к точному выразительному слову, проявить себя в создании или толковании текстов, в роли ведущего, сценариста, актера, исследователя. Желание трудиться пробуждают и разнообразные внеклассные занятия, и, конечно, традиции, заложенные в воспитательную программу школы.
В средней и старшей школе для учеников начинается увлекательное путешествие в науку - именно в это время они планируют подготовку своего участия в интеллектуальных соревнованиях, проходящих на городском и всероссийском уровне.
И в это время решающую роль играет педагог. Подготовкой к олимпиадам в нашей школе занимаются учителя, которые по-настоящему увлечены своим предметом, обладают глубокими знаниями и постоянно стремятся к расширению кругозора. Но, кроме того, они владеют современными технологиями передачи знаний, способами развития интеллектуальных способностей, абстрактного и логического мышления и, что особенно важно, творческого потенциала своих воспитанников. По-прежнему актуальной остается воспитательная работа наставников, ведь они должны создать особый микроклимат в творческой группе, найти индивидуальный подход к каждому. Создание условий для труда и творчества такой команды педагогов и привлечение в ее ряды молодых специалистов также уверенно можно назвать основным направлением деятельности школы №1252. Наша задача - вовлечь весь коллектив в процесс подготовки учеников к олимпиадам. Также руководители школы привлекают к подготовке детей преподавателей вузов, профессионалов-практиков.
Для того чтобы все участники олимпиадного движения работали сообща, руководители школы составили циклограмму (графическое изображение циклического процесса) и подробные алгоритмы работы с учениками и их родителями. Алгоритм работы с учениками состоит из следующих этапов: характеристика ребенка (наблюдение, опросники, мотивы участия), составление примерного плана работы, согласование действий с учеником, учителем, родителями ученика, подведение итогов, анализ.
Циклограмма работы всего педагогического коллектива построена так, чтобы ни один ребенок не остался без внимания. В этом помогают не только наблюдения педагогов за склонностями учеников, но и анкеты, созданные специально для того, чтобы дети смогли проанализировать свои возможности и предпочтения, выбрать учителей, с которыми они хотели бы пройти весь путь подготовки.
Для того чтобы ребята поверили в себя, а родители активно их в этом поощряли, в школе организуется обязательная пиар-кампания. Она включает в себя информационные стенды, отдельный раздел на сайте, обсуждение программ и плана уроков - с учетом подготовки к олимпиадам, создание индивидуальных образовательных программ учащихся по предметам, утверждение расписания курсов по выбору и факультативов, нацеленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся. Но особенно значима на родительских собраниях разъяснительная работа с родителями. Они получают информацию о том, как происходит постепенное раскрытие таланта их ребенка, какие победы он одерживает и какие трудности он преодолевает.
К первому сентября каждого учебного года группы детей уже определены, причем их подготовка начинается задолго до этого момента. Усиленная подготовка ведется и во время каникул, и особенно интенсивно в период летних каникул, когда ребята могут посвящать больше времени целенаправленным и углубленным занятиям.
На сегодняшний день почти каждый олимпиадник занимается минимум по двум программам. По-настоящему увлекательным стало для них живое общение с представителями Ассоциации победителей олимпиад. Эта общественная организация объединяет молодежь - победителей и призеров олимпиад прежних лет, медалистов. Мы привлекли к этому движению и наших выпускников, молодых учителей. В этом году «Кружок от чемпионов», существующий в нашей школе, принял учеников-энтузиастов сразу по девяти направлениям. Правда, сейчас осталось четыре направления, и это для нас позитивный опыт - мы определили области знаний, которые интересуют наших детей.
У каждого учителя в современной школе есть свой путь развития. По мнению главы московского Департамента образования И.И. Калины, «учитель, может быть, все тот же человек, но, по сути, он стал иным». И это действительно так. В школе учитель работает и на личный, и на коллективный успех, мера его ответственности возросла, это укрепило его стремление к повышению квалификации. Заметную роль здесь играет материальная поддержка города. Современному учителю город предоставляет практически все, что нужно для самосовершенствования и обмена опытом в Московской электронной школе.
Олимпиада для ребят не скучная зубрежка, а мощный стимул к глубокому погружению в предмет; азарт, стремление к победе - эти качества во многом определяют их завтрашний день. И мы готовы помогать им на выбранном пути, прежде всего развивать их природные данные. Ведь то, что заложено в человеке от рождения, четко отражается в его судьбе.

Людмила ШАТКОВСКАЯ,
учитель русского языка и литературы школы №1252 имени Сервантеса, заслуженный учитель Москвы