С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр - это уникальная возможность разложить сказку на ладошке ребенка и взрослого.
Пальчиковый театр стимулирует речевое развитие малыша и формирование познавательной сферы.
Комплексную работу с пальчиковыми куклами можно начинать уже в раннем возрасте, до 3 лет. Именно в этот период ребенок овладевает словесной речью, начинает пользоваться языковыми знаками в общении с окружающими. Развитие речи ребенка на данном этапе неразрывно связано с его предметно-практической деятельностью. Поэтому на данном этапе мы активно используем пальчиковые куклы для стимуляции речи. Маленький размер пальчиков и ладошки ребенка, несформированная мелкая моторика затрудняют использование стандартных пальчиковых кукол, поэтому можно использовать куклы, которые одеваются на все четыре пальчика малыша. А можно изготовить подходящие по размеру игрушки самим, например, закрепив их на пальчике резинкой!
На первых занятиях куклы находятся в руках взрослого. По мере адаптации детей к новому виду деятельности куклы одеваются на руку малыша. Для начального этапа работы с пальчиковым театром лучше всего подходят мини-сказки в стихах с повторяющейся строчкой-рефреном. Тексты известных русских сказок мы упрощаем самостоятельно. Малыш может лишь подержать куклу, может повторить рефрен или добавить ответ - название своего персонажа.
Например, сказку «Теремок» проигрываем так:
Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок,
Муха в нем одна живет
И гостей к себе зовет.
Кто в нем хочет
поселиться,
Подойдет и постучится
Вот так: тук-тук-тук.
Ток-ток-ток.
(Подносим к детям игрушки.)
Кто стучится в теремок?
Мишка хочет в дом зайти,
Ну-ка, Ира (имя ребенка), помоги.
Тук-тук-тук, ток-ток-ток,
Кто стучится в теремок?!
Когда дети могут хорошо выделять указательный пальчик, мы начинаем использование более мелких пальчиковых кукол. Здесь больше подходит вариант договаривания рифмованной строки потешки или сказки, например «Репка»:
- Посадил дед... (репку)
- Выросла репка большая...
- (пребольшая)
Начиная с четырех лет жизни, фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В этом возрасте ребенок начинает озвучивать свои игровые действия, что свидетельствует о формировании регуляторной функции речи. На этом этапе ребятам очень нравятся инсценировки потешек с повторяющимся, закольцованным сюжетом. Такой сценарий позволяет задействовать любое количество персонажей.
В потешках особенно хорошо использовать куклы, одевающиеся на указательный и средний пальцы, что позволяет изображать ходьбу персонажа, развивая тем самым дифференцированные движения пальцев рук.
В старшем дошкольном возрасте происходит постепенное отделение речи от непосредственного практического опыта. Ребенок уже способен к восприятию речи вне ситуации, теперь появляется потребность поделиться с взрослыми впечатлениями, полученными вне контакта с ними, рассказать об увиденном или пересказать услышанное. В соответствии с этой потребностью начинается становление монологической речи.
Поэтому в этом возрасте детям особенно интересны фрагменты пальчикового театра, на которых мы, используя «Волшебный мешочек», составляем рассказ с фантазийным сюжетом.
Пальчиковый театр не только поможет разнообразить любые виды организованной деятельности, но и выполнить коррекционные задачи. Например, при работе со звуковой культурой речи артикуляционные упражнения гораздо интереснее повторять с помощью перчатки, на которой каждый пальчик изображает персонажа, которому соответствует артикуляционное упражнение: лошадка - цокаем язычком, акулы - показываем зубки, слон - вытягиваем губки хоботком, лягушка - широко открываем рот, мышка - прикусываем кончик языка с произнесением звуков А-а-а-Л.
Пальчиковый театр - лучший тренажер для развития речи и эмоциональной сферы ребенка. Он развивает у малыша способность поддерживать диалог и говорить самостоятельно, кроме того, игра просто повышает настроение.
Можно выделить следующие задачи, которые выполняет куклотерапия:
- коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей и взрослых в коллектив;
- релаксационную - снятие эмоционального напряжения;
- развивающую - развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия);
- обучающую - обогащение информацией об окружающем мире.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших детей интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр научит ребенка видеть прекрасное в окружающем мире и в людях, зародит стремление к прекрасным и добрым поступкам.

Зинаида ЗАБЕЛИНА,
учитель-логопед территориального отделения «Соколиная гора» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы;
Анна НАУМОВА,
учитель-логопед территориального отделения «Соколиная гора» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы