Основное из них в том, что система образования выстраивается вокруг ученика, его интересов, желаний и способностей. Большое значение имеет более широкая, чем раньше, возможность обмена опытом между школами МСД. Ведь в каждом образовательном учреждении существуют свое понимание и наработки того, как сделать процесс обучения увлекательным, а значит, и результативным для каждого школьника. После такого обмена - ресурсами, идеями, подходами к организации образовательного процесса - заметно улучшается качество образования не только в отдельно взятой школе, но и во всем районе.
Думаю, никто не станет спорить с тем, что будущее образования в развитии сетевого взаимодействия. Для более эффективного сотрудничества - на уровне даже не отдельно взятого района, но всего города - необходима единая «точка сборки». Своего рода фундамент, от прочности которого зависит качество и количество тех кирпичиков, из которых руководители школ и учителя строят лучшее будущее для московских школьников.
Межрайонные советы директоров прошли определенный путь, накопили необходимый опыт, готовы к дальнейшему развитию. Но как непредвзято оценить достигнутые школами МСД результаты? Как на основе этих оценок принять правильные управленческие решения, гарантированно способствующие повышению качества образования?
Возможностей городская система образования представляет для этого много. Одна из таких возможностей - использование ресурсов Московского центра развития кадрового потенциала образования (МЦРКПО). На базе его ресурсов можно осуществить оценку, вернее самооценку, образовательных организаций МРСД, чтобы увидеть и определить точки для возможного роста. В результате перед каждой школой межрайона будут стоять свои задачи, вписывающиеся в стратегию развития всего МРСД, учитывающие как локальные, так и общие цели.

Портфолио директора
Как известно, в МЦРКПО разработан профиль МРСД - это срез нескольких десятков показателей, таких как эффективность управления финансовыми ресурсами, вклад в качественное образование, обеспечение безопасности и др., получаемых автоматически из аттестационных справок директоров школ. В профиле МСД для каждого показателя строится сводная диаграмма по всем школам, входящих в состав МСД. Это позволяет видеть, у каких школ тот или иной показатель «западает», а какие из школ могут подсказать коллегам, как добиться нужного результата. Таким образом, профиль показывает целую картину по МСД и по отдельным школам, как по совокупности показателей, так и по каждому из них.
На наш взгляд, это очень перспективный инструмент для объективного анализа, который поможет школам МСД и его председателям определить основные направления работы, эффективно выстроить свои проекты.
Итак, у любого директора московской школы есть доступ к его портфолио, в котором онлайн фиксируются основные показатели результативности деятельности школы. Но, имея информацию только о своей школе, ее директор не всегда представляет возможности и ресурсы школ ближайшего окружения.
Используя профиль МСД, каждый директор школы, председатель межрайона сможет увидеть точки для роста - подчеркну, не дефекты, а именно точки для развития имеющегося потенциала, который позволит получить наиболее эффективный результат и в конечном итоге принесет наибольшую пользу учащимся.
Совокупность параметров, предусмотренных данным профилем, позволяет увидеть отклонения от нормы не по одной школе, а по всем школам МРСД одновременно, и главное понять, каким образом их можно сбалансировать. Такие сведения, получаемые в режиме реального времени, да еще и в понятной форме, однозначно помогут в разработке стратегий развития, перераспределении ресурсов и т. д.

Работаем сообща
Школы, объединенные по территориальному принципу, сегодня могут эффективно сотрудничать друг с другом. Педагоги из одного учебного учреждения помогут развить те профили, которых в других школах попросту нет. Такой взаимный обмен опытом специалистами поможет нам эффективно распределить имеющиеся педагогические ресурсы и, как следствие, будет способствовать развитию дополнительного образования, внеурочной деятельности внутри МСД.
Один простой пример из практики: параллели классов можно провести урок по предмету не в каждом классе, а один урок на параллель классов, используя ресурсы МСД, как педагогические, так и технические - помещения, оборудование и т. д. Таким образом, можно проводить не только уроки, но организовывать внеурочную деятельность, проектные исследования. Это определенно повысит эффективность межрайона, так как позволит более рационально распорядиться финансами школы, временем учителей и учащихся. Для обучающегося появится дополнительная возможность углубленного изучения интересных ему направлений, разработки собственных проектов, получения базовых навыков в профессии.

Перезагрузка МСД
Ряд школ Москвы уже участвовали в программе повышения квалификации МЦРКПО «Перезагрузка школы». Эффект формирования школьной команды, по мнению директоров, налицо. Считаем, что теперь можно перенести этот опыт и на МСД, выявить точки развития всех школ и межрайона в целом. Профиль МРСД - это тоже своего рода платформа для «перезагрузки» межрайонного совета директоров.
Есть, правда, опасение, что широкое использование профиля МСД может в дальнейшем превратиться в некий рейтинг межрайонов. Так как любой инструмент развития можно при желании превратить в инструмент оценки. Однако считаю, что профиль МСД по сути своей позволяет избежать подобной подмены. Когда понимаешь, что что-то пошло не так, и видишь, где необходимы изменения, ты всегда можешь перенять опыт более успешных коллег, не дожидаясь, когда тебя начнут упрекать в бездействии при наличии четко обозначенной проблемы.

На старт, внимание, марш!

Запустить проект можно уже 1 сентября, в начале очередного учебного года. На данный момент есть возможность отследить динамику развития по годам, но если внедрить портфолио МСД, то можно будет видеть динамику ежемесячно. Систематическое обновление поставщиками информации портфолио позволит в режиме реального времени управлять деятельностью всего МСД и помогать школам подтягивать показатели всех школ.
В настоящий момент в руках директора есть все: база, выгрузка, отчеты. Но пока нет тесного взаимодействия МЦРКПО с МСД по автоматизации составления профиля и выработке рекомендаций по выправлению ситуации. Соответственно не до конца видна тонкая и очень узкая специфика каждой образовательной организации. Считаю, что активное сотрудничество МСД с МЦРКПО, запуск информационной системы по автоматическому составлению профиля МСД позволит составить маршруты движения образовательных организаций, детально учесть при этом специфику каждой школы.
Я уверена, что профиль МСД - реальный и перспективный инструмент развития всех школ в МСД, позволяющий каждой школе повысить вклад в массовое качественное образование московского школьника.

Ирина ИЛЬИЧЕВА,
директор школы №1409, председатель межрайонного совета директоров №33