Уникальным, самостоятельным, самодостаточным, здоровым. Именно таким должен быть ребенок. Различные образовательные организации города решают проблему летней занятости обучающихся по-разному, организуя Московскую смену, летние профильные лагеря, оздоровительные лагеря с дневным пребыванием, спортивные площадки, летние школы. Для нас эффективной формой летнего отдыха детей в этом году стал клуб «Покровский».
Клуб «Покровский» - это организованный досуг, направленный на расширение, углубление и применение знаний и умений в разнообразной творческой деятельности; практический модуль реализуемых дополнительных общеобразовательных программ; социализация детей в летний период; укрепление внутрисемейных связей.
Клубная форма работы выбрана нами не случайно. С 2008 года в центре успешно функционирует семейный клуб «Огонек». И я твердо убеждена, что только вместе с родителями, их активной поддержкой мы можем добиться хороших результатов в образовании и воспитании детей.
Ежегодно в нашем клубе «Покровский» отдыхают и оздоравливаются (три смены) около 150 детей в возрасте от 7 до 14 лет. Отличительной особенностью клуба является то, что его программа позволяет родителям вместе со своими детьми посещать музеи, парки, выставки, ходить в театры, участвовать в спортивных соревнованиях и игровых программах. Кроме того, родители охотно посещают консультации и мастер-классы педагогов и специалистов (психологов, юристов) по различным темам и проблемам. В этом году большой популярностью среди родителей пользуются следующие занятия: «Мой род - моя семья», «Домашний интерьер», «Уроки общения с ребенком», «Здоровое питание», «Популярно об аллергии», «Семейные праздники», «Сказки нашей семьи».
Педагоги центра регулярно проводили с детьми творческие мастерские «Робототехника», «Волшебный узелок», «Народная хореография», «Панно из стекла», «3D-моделирование», «Футбол», «Ритмика», «Шахматы», «Я - экскурсовод», «Сувенир», «Танцуем зумбу!». Занятия в творческих мастерских носят развивающий характер, детям предлагаются задания, требующие опыта креативной самореализации, фантазии, воображения, способности интенсивно в короткий период времени решать нестандартные задачи для мышления.
В течение каждого дня есть свободное время, когда дети имеют возможность интересно отдохнуть. В это время в их распоряжении спортивная площадка, игровая комната, библиотека, две игровые площадки в парке, тренажерный зал, столы для настольного тенниса, с детьми проводятся игры на улице («В поисках клада», спартакиада), на сцене - дискотека, функционирует кинотеатр. Дети охотно посещают три раза в неделю бассейн. В течение смены дети с родителями побывали в музеях: историческом, изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, обороны Москвы, космонавтики, транспорта, уникальных кукол, архитектуры имени А.В.Щусева. Особенно понравился ребятам Музей декоративно-прикладного искусства «Деревянная игрушка» в Сергиевом Посаде Московской области. После экскурсии специалисты музея провели мастер-класс по росписи матрешки. Все дети и родители вернулись в Москву со своей игрушкой!
Следует заметить, что перед посещением музеев группа экскурсоводов клуба «Покровский» готовила проекты и знакомила с ними всех участников поездки. Очень интересные разработки выполнили ребята по музеям-усадьбам «Кусково», «Архангельское», «Измайлово», «Коломенское».
Практика работы клуба «Покровский» показывает, что важным фактором успеха является сложившийся сильный педагогический коллектив. Педагоги составили памятку на основе практического опыта работы в каникулярный период:
Правило 1: «Экономия сил и времени».
Приступая к реализации любого мероприятия, нужно помнить, что оно должно совершаться с минимальными затратами сил и времени. Найди самые простые пути достижения.
Задай себе вопрос: «Что изменится, если это мероприятие не состоится?»
Правило 2: «Интерес».
Интерес - главный мотив любого дела в клубе «Покровский».
Правило 3: «Реальность».
Поручая подготовку определенного мероприятия, реально оценивать возможности его выполнения:
- время, отведенное на подготовку;
- сложность задания;
- наличие необходимого материала и условий для его выполнения.
Правило 4: «Мастерство».
Педагог поручает выполнение конкретного дела тем ребятам, которые имеют навыки его исполнения.
Правило 5: «Доверие».
Поручив дело, не вмешивайся в ход работы. Только с получением сигнала «SOS» можешь прийти на выручку.
Правило 6: «Контроль».
Доверяй, но не забывай контролировать ход выполнения. Помни: главная ответственность лежит на тебе.
Правило 7: «Команда».
Педагог формирует актив. Нужно стремиться к тому, чтобы весь отряд стал единой командой.
Правило 8: «Секреты».
Педагог должен владеть своим секретом, и не имеет значения, будет ли это превосходная игра на гитаре, исполнение народных песен или что-то другое, главное, что этим владеешь только ты.
Правило 9: «Высота».
Анализируй любое проведенное мероприятие. Учись на собственном опыте, не повторяй ошибок.
Правило 10: «Рефлексия».
Помни, что все, что ты делаешь, адресовано детям. Не забывай спрашивать их мнение и оценку всего, что ты делаешь.
Мы предложили участникам смены ответить на вопросы о своих впечатлениях. Все дети написали, что планируют записаться в клуб «Покровский» еще. И родители написали отзыв:
«С наступлением летних каникул перед нами уже не встает вопрос о том, каким образом организовать летний отдых своих детей. Уверенно и однозначно принимаем решение: идем в клуб «Покровский» с дневным пребыванием детей. На сегодняшний день для нас и для многих других родителей это единственный выход из положения. К тому же далеко не каждый ребенок захочет провести все лето вне дома, без мамы и папы. Посещая клуб «Покровский», он не отрывается от семьи, находится под присмотром педагогов, занят интересными делами, а вечером и в выходные дни в кругу семьи.
Еще один немаловажный момент - это возможность общения ребенка с привычным кругом друзей, одноклассниками. А для нас, родителей, важным является и то, что мы хорошо знаем большинство педагогов, работающих в клубе «Покровский». Мы доверяем им и спокойны за своих детей.
Спасибо администрации центра и всему педагогическому коллективу. Удачи вам! И чудесного лета!»
Программа доказала свою эффективность как смена, позволяющая создать пространство, моделирующее теплые, добросердечные отношения детей и родителей. Участники смены обогатили опыт полноценной, творческой самореализации в совместной деятельности с членами семьи, развили навыки сотворчества, взаимопомощи, взаимодействия. Именно такой опыт способен стать подлинным источником становления современного человека, стремящегося к сохранению и утверждению культурных и семейных ценностей.

Антонина КОНДРАТЬЕВА, директор Центра эстетического воспитания детей