От идеи до презентации
Почти безнадежное занятие - описывать живой педагогический процесс словами. Однако можно представить схему идеи, с которой педагог приходит к ученикам, как он доносит эту идею, а дети ее присваивают, развивают, оформляют в слова и действия, наполняют смыслом и анализируют.
Четырем отрядам «Педагогического навигатора», всем - от младшего 16‑го до старшего 13‑го - предлагается один и тот же проект - создать памятник учителю. Неожиданная идея, не так ли? Филолог, учитель года Воронежской области Наталья Тихонова ставит задачу: «Представьте себе своего учителя. Как будете делать из него памятник?» Ребята отвечают, что, понятное дело, не из гипса, не из металла. А как? Появляются слова «инсталляция», «перфоманс». Наталья Сергеевна поясняет с помощью простых и веселых примеров, что это такое. Итоговые формы проступают сквозь туман. А еще, оказывается, четырем отрядам помогут четыре педагога. На одной станции можно будет подвигаться и представить, как памятник будет выглядеть, на другой - научиться работать в команде, на третьей и четвертой - понять, что будет отражать сей монумент (или все-таки перфоманс?).
Наталья Тихонова уточняет: «Итак, что вы можете получить на станциях?» Ребята все поняли правильно: «Вдохновение! Нам помогут придумать как можно больше вариантов воплощения памятника. Выбрать лучший из них».
И мы действительно помогали, но не давали готовые ответы. Например, я на своей станции выступала в своей профессиональной роли журналиста - задавала вопросы: каким может быть памятник, где учитель изображен как символ? Кто он, этот учитель - мужчина или женщина, как он выглядит, как одет, один он или с кем-то, в какой ситуации запечатлен? Практически все ребята сказали, что это женщина, она в классе, в руках у нее книга, и она окружена своими учениками.
Когда отряды снова собрались вместе, Наталья Тихонова предложила задать один вопрос организаторам, перед тем как каждый отряд окончательно сформирует образ памятника и придумает сценарий презентации.
А потом спросила у ребят: сколько человек должны участвовать в презентации, обязательно ли использовать вспомогательные предметы, задействовать технику? Ребята дружно отвечают: «Если будет нужно!» Они поняли, что главное - идея, а форма идет ей в помощь. Наталья Сергеевна делает комплимент: «Я бы вас всех в учителя взяла!»
Вечером перед нами предстает и скульп­турная группа «Учитель с учениками», и интерактивное действо в древнегреческом стиле с участием Сократа, и сценка из школьной жизни, и красивая пантомима… Увиденное Наталья Тихонова предлагает оценить, но не с помощью отметок, а словесно, анализируя. «Будем говорить, за счет чего у того или иного отряда получилось такое классное выступление! Ведь в школе будущего не будет оценок!» Последняя фраза вызывает у детей чистый восторг.
Не боюсь сцены
Уже в конце смены ребята из «Педагогического навигатора» написали в своих отзывах об одном из существенных результатов участия в программе: «Научились выступать на сцене, правильно держать микрофон, убеждать людей в своем ответе», «Научились составлять выступления», «Научились не бояться сцены».
Чтобы всему этому научить, конечно, важно было заинтересовать девчонок и мальчишек, найти тему, которая бы их вдохновила. В один из дней такой темой стала школа волшебства и чародейства, но не «Хогвартс» Джоан Роулинг, а «Смениус». Опираясь на героев и события, созданные воображением английской писательницы, ребята должны были пойти дальше и придумать свои собственные сюжеты. Каждый тянул листочек с изображением и описанием персонажа романов о Гарри Поттере (их было сто, по количеству участников смены) и «распределялся» на один из факультетов. Не только на привычные Гриффиндор, Слизерин, Когтевран и Пуффендуй, но и на новые - факультет для родителей юных волшебников, сотрудников Министерства магии, преподавателей (повышение квалификации!), маглов и даже портретов (которые в книге, как вы помните, живые), а также домашних питомцев. Задание было такое: придумать (выдумать заново) герб факультета, список учебных предметов, рассказать о том, какими способностями обладают ученики, как выглядит гостиная. Ребята справились отлично, даже студенты тех факультетов, которые уже были описаны в книге Роулинг. Так, пуффендуйцы, которые согласно книге были несколько ленивы, но умны, решили, что их гостиной будет библиотека, в которой расставлены кровати и кресла - лежи и читай…
А вот как выглядит факультет, на котором учатся родители (видимо, в «Смениусе» год открытых дверей): «Одно из наших занятий называется ГВЕ - это готовка еды. По щелчку пальцев вы сможете приготовить завтрак, обед или ужин. Вы научитесь читать мысли вашего ребенка. А если сорванец не вернулся домой, вам поможет ТЛП - за секунду вы сможете телепортировать его домой. Представляем нашу гостиную! Здесь находится белый медведь, который расскажет все секреты вашего ребенка. И чудесный телевизор, с помощью которого вы сможете отследить местоположение вашего ребенка». Как видите, ребята успешно воплотили даже в выдуманном мире идею тотального контроля, о которой мечтает любой родитель…
Один из самых необычных факультетов - «Портрет», на котором учатся герои картин, висящих в замке Хогвартс. Декан, перед которым девочка держит рамку для картины, объясняет: «Это факультет, на котором вы можете колдовать без всяких ненужных вам палочек. Мы сохраняем лес. Мы колдуем ручками. А ну-ка, мои ученики, покажите свои золотые ручки! (Дети показывают руки, вымазанные желтой краской.) Оживлять картины можно просто по щелчку пальцев. Предметы на нашем факультете: маскероведение (учимся маскироваться под любой предмет), харизма (учимся влиять на людей), творчество (учимся все украшать), история, и есть уроки переходов (учимся переходить между картинами)».
Понятно, что фонтанирующие талантами ученики академии «Смениус» забыли о страхе сцены, публичного выступления. А это важный шаг к профессии учителя…
В формате СОМа
Демонстрация педагогической технологии «сетевой образовательный модуль» была важна не только сама по себе, для раскрытия тем СОМов, но и как важный «груз» в багаж знаний, который увозили домой участники «Педагогического навигатора».
Один из СОМов был посвящен Александру Сергеевичу Пушкину, чей день рождения пришелся на самый разгар смены. Порадовало, что когда Наталья Тихонова спросила, нужно ли будет изучать Пушкина в школе будущего, все дружно ответили, что да, конечно! Потому что «без сказок никуда», потому что это «золотая классика», потому что Пушкин - это «начало нового русского языка», у него «великолепные стихи и поэмы» и, наконец, потому что «все проблемы, которые он поднимает в 
своем творчестве, актуальны сейчас».
Отряды погрузились в пушкинскую тему. Одна часть СОМа была посвящена изучению и анализу стихотворений поэта, другая - исследованию его биографии, после чего дети создавали эссе, третья - освоению танцев пушкинской эпохи, а юные журналисты спрашивали педагогов - участников профсоюзной группы ВКонтакте: «Как вы думаете, почему все-таки поэт пошел на дуэль с Дантесом?»
Учитель русского языка и литературы средней школы №3 Наро-Фоминска, лауреат конкурса «Педагог года Подмосковья»-2008 Наталья Архарова провела метапредметные занятия в формате СОМа по теме «Время» и «Море». Они вызвали огромный интерес у детей. Например, тема «Время» изучалась с точки зрения философии и физики, музыки и спорта, биологии и литературы. А группа юных художников попыталась время изобразить. Любопытно, что пятиклашки, еще не знакомые с творчеством Сальвадора Дали и его картиной «Постоянство памяти», нарисовали «мягкие часы», почти такие, как у Дали, объясняя это тем, что время течет и они попытались изобразить это течение. А группа танцоров в ритмическом танце изображала движение времени. В итоге получился настоящий педагогический театр!
Научи учителя
И, конечно, программа «Педагогического навигатора» немыслима без мероприятия, на котором дети могут попробовать себя в роли учителей. Внешние атрибуты - доска, парты, класс - не важны, главное - попытаться чему-то научить своих товарищей по смене, всех, собравшихся в актовом зале ВДЦ «Смена», причем так, чтобы было интересно.
Чтобы сориентировать ребят, в какой форме может пройти обучение, учитель английского языка из Ставропольского края Екатерина Московкина рассказала им о педагогике удивления: «Это приемы, которые используют педагоги, чтобы донести информацию просто, ясно, чтобы она уложилась быстрее, заинтересовала. Педагогика удивления была введена Петром Анатольевичем Степичевым. Что происходит, когда мы удивляемся? Да, у нас возникает интерес. А когда нам интересно, какие эмоции мы испытываем? Радость! Абсолютно верно. Легче запоминать информацию, с которой было радостно работать».
Екатерина продемонстрировала на примерах преподавания своего предмета, чему можно удивляться. Фактам. А еще тому, как преподносится материал и где это происходит. Наконец, мы можем удивиться тому, какой прогресс мы сделали на уроках.
«Каждый из вас знает слово «щедрость». Уверена! Каждый ел шоколадку под названием «Bоunty», а это означает «щедрость». Все знают, как по-английски «голова» и «плечи». Да, есть шампунь «Head&shoulders». Каждый пил чай «Зеленое поле» - Greenfield. Вы знаете намного больше, чем подозреваете! Как удивиться прогрессу в изучении языка? Давайте посчитаем, сколько слов вы запомнили сегодня. Называйте слова, а я буду делать цепочку из канцелярских скрепок, каждая скрепка обозначает слово. Представьте, насколько длинная будет у вас цепочка к концу года!»
«Для чего я вам это рассказываю? Вы же не учителя…» - начала подводить итоги Екатерина. Но дети в зале ей возразили: «Мы хотим стать учителями!» и даже: «Чтобы научить наших учителей!» И все-таки главная задача мастер-класса - дать ребятам в руки конкретный инструмент.
16‑й отряд выбрал тему «Как научить родителей понимать детей?». Самые младшие участники «Педагогического навигатора» предложили аж четыре способа. Первый: «Родители - дети, дети - родители». Дети и родители меняются местами. Родители делают домашние задания, ходят в школу. А дети занимаются домашним хозяйством вместо родителей. Второй: «Путешествие во времени». Родители вспоминают себя в детстве и понимают, что не надо ругать сына за разбитую вазу. Третий: «Одно целое». Родитель с ребенком все делают вместе - убираются, играют. Четвертый: «Улыбайся в жарком споре».
Самый старший, 13‑й, отряд самозабвенно сыграл, как не надо и как надо общаться. В первой сценке ругались влюбленные. Девушка увидела своего парня с другой… Получился скандал. А как надо? Надо было выяснить, кто это, а не ругаться, уверены ребята. Ведь парень просто пообщался с бывшей одноклассницей.
Во второй сценке встретились три подружки и образцово-показательно говорили друг другу комплименты, искренне интересовались новостями и делали мелкие приятные подарки. Ведущий прокомментировал: «Если похвалить человека, он захочет рассказать о себе. Если мы улыбаемся, человек, с которым мы общаемся, тоже улыбается».
Так мы все научились общаться благодаря наглядным примерам. И не только мы. Рефлексируя, участники «Педагогического навигатора» представили, как можно попросить школьных преподавателей не просто пересказывать факты на уроках, но учить интересно и живо:
- Будьте добры использовать более интересную форму разговора и давать примеры.
- В лагере нам рассказывали о разных способах преподавания. А у вас есть что-нибудь свое интересное для нас?
- Мне очень дороги ваши уроки. А недавно я нашел интересную вещь в Интернете и немного не понял. Не могли бы вы рассказать нам о ней на уроке и продемонстрировать классу?
Это «Смена»!
Конечно, воплощение профсоюзного проекта стало возможным во многом благодаря нашему необыкновенному партнеру - Всероссийскому детскому центру «Смена». А что думает директор знаменитого центра о нашем сотрудничестве? Кстати, Хамзат Дурдиев возглавил ВДЦ «Смена» совсем недавно, но то, что здесь появился настоящий хозяин, видно и по уже изменившемуся облику территории, и по тем проектам, которые намечены к реализации. Хамзат Шамильевич ранее занимал высокие посты, в частности работал заместителем муфтия в городе Грозный, президентом Чеченского центра «Красный полумесяц», исполнительным директором гуманитарного фонда Малика Сайдулаева «Минга». Опытный хозяйственник, он тем не менее большое внимание уделяет реализации программ основного и среднего общего образования и, конечно, развитию дополнительных общеразвивающих программ. Проект Общероссийского Профсоюза образования «Педагогический навигатор», по мнению Хамзата Шамильевича, крайне важен, поскольку «необходимо воспитывать уважение к труду педагогов и знакомить детей, подростков с профессией - быть может, кто-то из участников смены выберет в дальнейшем учительскую дорогу». Кстати говоря, профориентационная деятельность ВДЦ «Смена» - одно из приоритетных направлений, на базе центра проходят заключительные сборы расширенного состава национальной сборной WorldSkills Russia. И, конечно, важна методическая и консультационная помощь педагогов, участников проекта профсоюза, вожатскому корпусу «Смены». «Поскольку наши вожатые, по сути, только-только вступают во взрослую жизнь, но на них уже лежит большая ответственность за жизнь и здоровье, воспитание детей, им очень нужны советы профессионалов своего дела - участников и победителей всероссийских педагогических конкурсов. Они добавляют необходимые знания в их педагогическую копилку».
Специальные мастерские для вожатых по коммуникации и конфликтологии провела секретарь - зав. отделом по связям с общественностью аппарата профсоюза Елена Елшина. О том, как быть убедительным речи, как заинтересовать детей, рассказала Наталья Тихонова.

Елена ЕЛШИНА, Оксана РОДИОНОВА