Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, член Центрального штаба ОНФ:
- Столь резкие и масштабные перемены, влияющие на развитие, здоровье и состояние детей и подростков, должны приниматься на основании не только ведомственных, но и профессиональных, и общественных оценок. Нужно ответить на вопрос: может ли мобильное электронное устройство не просто заменить весь комплект традиционных бумажных учебников, а существенно его дополнить? Электронные учебники не должны превращаться в оцифрованные копии бумажных учебников или хранилища видеолекций. Это должны быть принципиально новые по качеству интерактивные комплекты учебных материалов и средств, позволяющие ребенку сформировать новое представление о мире.
В то же время российские и зарубежные исследования доказали тот факт, что чрезмерное использование таких устройств школьниками может привести к серьезным негативным последствиям. Ученые говорят о таких проблемах, как ухудшение зрения, нарушение осанки и моторики, уменьшение концентрации внимания, подавление самостоятельности мышления, снижение аналитических способностей, ухудшение памяти - запоминается не сама информация, а то, каким путем до нее добраться.
Поэтому важно ответить на вопрос: что такое разумная цифровизация образования? Это становится особенно важным, поскольку значительная часть учителей в России сегодня не владеют всеми необходимыми педагогическими технологиями для работы по новым образовательным стандартам. Поэтому мы будем дополнительно обсуждать тему цифровизации образования на площадках Российского общества «Знание», в частности вопрос перехода на электронные учебники, с педагогами, экспертами и родителями. Сегодня мы готовимся к полномасштабному исследованию, где будут учтены мнения как учителей, так и родителей. Итоги обязательно доведем до Министерства просвещения и органов региональной власти.

Андрей ГАЛИЕВ, вице-президент корпорации «Российский учебник»:
- Хотим обратить внимание на комментарий пресс-службы Минпросвещения к этой новости, который сводится к тому, что «проект еще не готов». Это принципиально важно, и мы уверены в том, что в процессе подготовки он станет предметом содержательной профессиональной дискуссии, основным элементом которой будет определение образовательных результатов, необходимых каждому ученику и стране в целом. Только определившись с этой целью, мы сможем понять, какие именно решения точнее всего ведут к ее достижению.
В цифровой школе, как и в аналоговой, есть три главных компонента: инфраструктура, содержание и методика преподавания. Причем инфраструктура, в данном случае цифровая, - это самый капиталоемкий, но далеко не самый сложный компонент. Все три компонента должны развиваться одновременно, и тогда в процессе этого постепенного развития точно выяснится, кто, когда и в какой степени готов переходить на «цифру».
При этом «Российский учебник» уже сейчас располагает всем необходимым, для того чтобы предоставить государству помощь в формировании цифровой образовательной экосистемы. У нас есть и современные технологические решения, включая сетевые онлайн-ресурсы, и постоянный продуктивный контакт с педагогическим сообществом, включая систему повышения квалификации учителей. Мы готовы стать и участником разработки, и тестовой площадкой для проекта «Цифровая школа».

Алексей ШАПОВАЛОВ, вице-президент по стратегическому маркетингу ГК «Просвещение»:
- Внедрение цифровых продуктов в образование ведется не первый год. Это не сиюминутное решение, а постоянный процесс, необходимость которого подтверждается исследованиями и аналитическими данными. Для «Просвещения» цифровые образовательные продукты являются одним из стратегических направлений развития.
О полном отказе от бумажных учебников речи не идет, однако, учитывая особенности потребления информации, обучаемости современных детей, электронные образовательные продукты становятся очень эффективным дополнением к привычным учебным материалам.

Владимир ПАСЕЧНИК, доктор педагогических наук, профессор Московского государственного педагогического университета:
- Переход с бумажных носителей на электронные беспокоит меня в первую очередь как педагога, но отнюдь не как автора учебников по биологии. Дело в том, что сегодня наши дети и без того много времени проводят за компьютерами и гаджетами. Но пока они это делают еще по доброй воле. А теперь, получается, они будут обязаны на каждом уроке работать с электронными ридерами, планшетами, ноутбуками или чем-либо еще. Мне кажется, это далеко не самым лучшим образом отразится на здоровье школьников. И потом методика преподавания предмета с использованием ИКТ несколько отличается от методики работы с бумажным учебником и тетрадями, готовы ли учителя массово перейти на новые рельсы? Наконец, сегодня много говорят о том, что дети утрачивают способность к общению, все хуже и хуже умеют высказать свои мысли вслух. Будет ли электронный учебник способствовать искоренению этих недостатков? Вряд ли, есть опасность, что дети, наоборот, еще больше уйдут в Сеть.

Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ, литературовед, телеведущий, писатель, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ:
- Сегодня учебник включает прошедшие экспертизу печатную версию учебника, методические пособия и цифровое приложение. «Цифровой учебник» без печатной версии с точки зрения закона - это нонсенс, обещать переход на него - очередная бюрократическая глупость.
Теперь о мировом опыте. Как показывает американский книжный рынок, и рынок учебников в том числе, надежды на победу «цифры» над бумагой не оправдались. Электронные тиражи уперлись в потолок и пошли вниз.
Оптимальным будет сочетание бумажных и цифровых учебников. Но для этого, во-первых, каждого ученика нужно будет обеспечить электронным устройством не только в классе, но и дома, что означает гигантский заказ для производителей гаджетов. Во-вторых, в классе можно будет работать, только если есть и цифровая доска, и интерактивное устройство на любой парте. Будем реалистами: затраты будут значительно больше, чем сейчас.

Алексей БУТУСОВ, учитель года Ярославской области-2016, учитель русского языка и литературы Красноткацкой средней школы, Ярославская область:
- Все зависит от того, что будут представлять собой цифровые комплексы. Какова будет глубина их содержания, удобство использования для всех участников образовательного процесса. Встанет вопрос о технической оснащенности. Ведь и в 2020 году останутся школы, где на каждого ребенка по компьютеру едва ли найдется. Возникнут вопросы здоровьесбережения. Бумажных учебников не будет, и вместо 15 минут по СанПиНам дети будут весь школьный день и вечером дома жечь глаза перед гаджетами? Сомнительное дело. Я за то, чтобы цифровые комплексы частично дополняли традиционные учебники.

Семен К., ученик 10‑го класса, Великий Новгород:
- С одной стороны, в школу приходится таскать тяжелые сумки с огромным количеством учебников. С другой - у всех ребят сильно страдает зрение от всевозможных гаджетов. У нас в классе один мальчик даже едет на операцию в Санкт-Петербург из-за воспаления слезных каналов. И ему сказали, что очередь на операции для детей уже расписана на год вперед. Если все учебники станут цифровыми, мы вообще ослепнем!