Как и многие другие мероприятия подобного рода, этот форум вполне подходит под определение «других посмотреть и себя показать». Между тем «Да-Игра!» существенно отличается от прочих аналогичных мероприятий прежде всего тем, что здесь основной упор сделан на создание атмосферы радости и счастья, в которую посетители (главным образом молодые родители с маленькими детьми) окунаются буквально сразу же. Поэтому экспозиции известных компаний тут изобилуют площадками для развлечений, играет веселая музыка, повсюду бродят знакомые каждому ребенку сказочные персонажи и мультяшные герои.
Приятно, что на форуме так много российских компаний, которые рассказывают детям о своих последних продуктах и перспективных проектах. Например, у киностудии «Союзмультфильм» их 9, включая сериалы «Трое из Простоквашино», «Оранжевая корова», «Зебра в клеточку», «Капитан Кракен», «Снежная королева» и так далее. Все они пока только стартуют, так как созданы лишь 1‑2 серии из каждого сериала.
- Ситуацию заметно осложняет тот факт, что у нас в стране очень мало специалистов по анимации, - говорит руководитель отдела мероприятий киностудии Ольга Герлинская. - Мы собираем их по крупицам и пытаемся сами растить мастеров уже с ранних лет. У нас на студии есть детский клуб, в рамках которого проводятся курсы по анимации. Студия открылась только в феврале, но уже пользуется огромной популярностью.
А вот мультсериал «Маша и Медведь», созданный студией «Анимаккорд», в представлении не нуждается, его знают дети не только всей России, но и всего мира.
- Это единственный в России анимационный проект, который умудрился попасть в Топ самых популярных роликов Ютьюба, - рассказывает промоменеджер компании Наталья Кабаева. - 17‑й эпизод первого сезона под названием «Маша плюс каша» набрал более трех миллиардов просмотров! В чем причина такой популярности? По нашему мнению, это связано с тем, что родители во всех странах мира испытывают одинаковые трудности, пытаясь мотивировать своего ребенка есть кашу. А поскольку все дети почему-то любят делать то, что делает Маша, поэтому они спокойно едят кашу вместе с ней.
По словам Кабаевой, развитие проекта видится в его своеобразных ответвлениях «Машины сказки» и «Машкины страшилки». Также готовятся к выходу «Машины песенки», где главная героиня будет петь песни разных народов и стран.
Еще один российский бренд, завоевавший мировую славу, - «Смешарики». Правда, под этим названием его знают только в России, в других странах его почему-то называют «Кикорики».
- На нашем стенде дети могут принять участие в интерактивной экскурсии и узнать, как создаются мульт­филь­мы, понять, в чем разница между 2D- и 3D-анимацией, - говорит генеральный директор театра-студии «Смешарики» Дарья Фалалеева. - Главная цель нашего участия в фестивале - подарить детям праздник. В этом году мы отмечаем 15‑летие и хотим, чтобы как можно больше детей побывало здесь и имело возможность сфотографироваться с нашими главными героями и людьми, которые их озвучивают.
Дарья поведала о скором запуске в прокат нового полнометражного фильма «Смешарики. Дежавю». Кроме того, она подчеркнула, что для совсем маленьких ребятишек их компания создала мультсериал «Малышарики». Он хорошо проработан с точки зрения психологии и физиологии детишек этого возраста, поэтому пользуется большой популярностью в их среде. Что особенно важно: ни в «Смешариках», ни в «Малышариках» нет ни одного отрицательного персонажа! Это полностью соответствует принципу «мир без насилия», которого создатели сериалов неукоснительно придерживаются все 15 лет существования компании.
Было бы странно не увидеть на фестивале иностранных производителей продукцию для детей. В частности, телеканал Cartoon Network обрадовал посетителей мероприятия информацией о выходе своего нового мультсериала Unikitti, который вышел буквально накануне. Как заявила бренд-менеджер телеканала Cartoon Network в России Мария Казарез, ребята его очень ждали, потому что розовый котенок-единорог Unikitti - персонаж из полнометражной картины «Лего. Фильм», невероятно популярной в детской среде.
- Также на нашем стенде представлена информация о сериале Ben10, про мальчика Бена, - сообщила Мария. - Да, оба продукта зарубежные, но это очень качественные мульт­фильмы с однозначно позитивным воспитательным содержанием. Каждая серия длится не дольше 11 минут и описывает ту или иную жизненную ситуацию, в которой предстоит разобраться, чтобы понять, что такое хорошо и что такое плохо. При этом создатели мультсериала подходят к делу очень профессионально, со знанием возрастной психологии детей. Я не считаю, что если продукт сделан не у нас, то он по умолчанию плох (или, наоборот, хорош). Мы за то, чтобы наши дети получали все самое лучшее независимо от того, где это произведено, и имели право выбора.
Того же принципа придерживается и Юлия Бриллиантова, директор по маркетингу французского холдинга Lagardere.
- Здесь наш холдинг представлен двумя телеканалами - TiJi и Gulli Girl, - рассказала Юлия. - Первый - для совсем маленьких детей, от 2 до 7, и весь контент там 100% безопасный и очень добрый. Второй - единственный телеканал в России, созданный специально для девочек от 4 до 14 лет. Там есть все, что связано с куклами, принцессами, прическами, платьями и т. п. Проект стартовал менее чем два года назад, но уже сейчас в России и странах СНГ телеканал Gulli Girl смотрят более 6 миллионов домохозяйств.
Анимационная студия «Да» из Санкт-Петербурга представила на фестиваль мультсериал «Летающие звери». Однако этот проект заметно отличается от всех прочих, поскольку изначально был создан с исключительно благотворительной целью.
- Всю прибыль, полученную от проката, мы передаем в фонд AdVita для лечения детей, страдающих онкологическими заболеваниями, - сообщила руководитель продвижения благотворительного мультсериала анимационной студии «Да» Марина Бейлина. - Продукт производится на спонсорские средства, на рекламу бюджет не предусмотрен в принципе, поэтому спасибо партнерам, которые рассказывают о нас добровольно или по бартеру. А здесь есть возможность познакомиться с людьми, которые нас по каким-то причинам не знают.
Марина Бейлина подчеркнула, что во всем мире пока нет ни одного примера, чтобы мультсериал был создан специально для того, чтобы зарабатывать деньги для благотворительных целей. Поэтому за рубежом уже заинтересовались идеей студии «Да», в частности, Китай, Португалия, Латвия и некоторые другие государства проявили к ней самое пристальное внимание.
Не стоит думать, будто на фестиваль приехали лишь производители мультиков.
- Мы специализируемся на производстве товаров для развития детского творчества, - рассказывает PR-специалист компании «Волшебный мир» Анна Ширшова. - Здесь, на площадке, представлены наши самые известные разработки - «Космический песок» для детей от 1,5 лет, «Воздушный пластилин», «Эластик» (тянущийся песок), «Деревянные истории» - конструктор, из которого можно строить все что угодно, а также «Лизун-слайм» и «Жвачка для рук NanoGum». Все это прекрасно развивает мелкую моторику.
В рамках фестиваля-форума «Да-Игра!» прошла II Международная научно-практическая конференция «Игровая культура современного детства», в которой приняли участие ведущие ученые из России, Белоруссии и других стран. В этом году ее девизом стал «Вернем игру детям».
Ученые отметили, сегодня игра подменяется компьютерными технологиями, чья развивающая польза на данный момент не доказана, так как не накоплен достаточный объем исследований. Одно известно: дети, которые не научились играть в детстве, во взрослой жизни с трудом обучаются, у них ниже творческие и коммуникационные навыки, они более агрессивны при взаимодействии с другими людьми.
- В игре формируются все основные психологические особенности человека, развиваются воображение и творческие способности, навыки коммуникации и совместного взаимодействия. Именно дети - менее прагматичные, беззаботные - легко включаются в игру, тогда как взрослым часто приходится прилагать к этому усилия, так как игра - это свободная деятельность, которая должна приносить удовольствие. Сегодня выросло прагматичное поколение взрослых, которые не умеют играть и не понимают важную роль игры для развития ребенка, - отметил доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, действительный член Академии педагогических и социальных наук Александр Савенков.
- Наблюдения показывают, что дети создают замысел игры через 20 минут пребывания в покое. Но время современного ребенка настолько регламентировано, что уже через 30‑40 минут взрослые отрывают его от этого занятия. Игры становится все меньше в жизни ребенка, и сейчас пора говорить не просто о поддержке, а о реанимации игры, - рассказала научный руководитель отдела психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Центра прикладных психолого-педагогических исследований МГППУ Елена Смирнова.
- Всегда важен смысл человеческих отношений, в которые входит ребенок и через развитие которых в игре этот ребенок познает мир. Игра задает основные нормы. Образцы жизни, которые ребенок перенимает в игре, останутся с ним на всю жизнь. Игра - это индикатор развития. И как раз взрослый может направить ребенка. В игру, как в воронку, втягивается все, что мы ему даем, - сообщил руководитель Центра социологии образования ИУО РАО академик РАО Владимир Собкин.
Заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Гульназ Кадырова напомнила о важности спорта и подвижных игр, которые надо возвращать в жизнь детей, а также рассказала о большой работе Минпромторга России по развитию отечественного производства игр и игрушек на основе российского контента.
- Мы работаем вместе с анимационными студиями, представителями индустрии детских товаров, инновационным центром «Сколково», чтобы у детей появились новые универсальные игрушки, - отметила она. - Игрушка должна ребенка стимулировать, мотивировать, развивать. Если мы сделаем такие игрушки, вернем детям спорт и книги, то вырастим будущее поколение талантливых композиторов, ученых, изобретателей, специалистов, которые будут работать на современных предприятиях.

К сведению

В 1961 году в Европе была ­основана неправительственная Международная ассоциация поддержки игры. Она провела масштабное исследование игры в разных частях света и выявила тревожные тенденции, каса­ющиеся детства и детской игры:
· общество безразлично к теме игры, есть не­понимание ее важности;
· правительства всех стран мира не понимают природу игры и не учитывают ее значение для здоровья и благо­состояния ребенка;
· приоритет образовательных достиже­ний и обучающих занятий, акцент на теоре­тические научные знания все более вытес­няют игру из жизни школы и детских садов и учреждений сопровождения детства;
· на различных детских соревнованиях и состяза­ниях царит дух нездоровой соревновательности, успеха и победы любой ценой;
· наблюдаются редукция культурных традиций, маркети­зация и коммерциализация детства;
· отсутствуют или недоступны образова­тельные программы, направленные на повыше­ние родительской и педагогической компе­тентности;
· налицо несоответствие подготовки детей для адаптации к жизни в слишком быстро из­меняющемся обществе.