Первая школа потому и первая, что старейшая в районе - открыта еще в 1933 году. Сначала находилась в приспособленном здании, потом учителя и ученики построили новое. Так с тех пор и повелось, что работают в первой ее ученики. Это, пожалуй, главная традиция школы №1 ‑ 70 процентов ее учителей когда-то сидели за этими же партами. Она тоже стала первой во внедрении новых федеральных образовательных стандартов не только в районе, но и в Омской области.
- Школа наша славится инновационными процессами благодаря бывшему директору Людмиле Рувимовне Ганенковой, - рассказывает Лариса Викторовна Савченко, заместитель директора по воспитательной работе. - Поэтому и стали в 2009 году «пилотами», приняв участие в конкурсе Омского областного института развития образования. Само внедрение, конечно, дается нелегко. Особенно вначале. Сейчас те, кто внедряет ФГОС основной школы, могут получить информацию в Интернете, литература появилась. А в 2009‑м мы начинали все с нуля. Институт развития образования не давал готовых решений, только советы, рекомендации, консультации. Да и не могло быть их, готовых решений. Главным нашим методом внедрения стал мозговой штурм. Обсуждали идеи, которые появлялись у директора школы, опытного педагога Валентины Алексеевны Бычковской. Втроем сидели, изучали нормативную базу, обмозговывали то, что можно внедрить. Разрабатывали программу начального звена, прогнозировали результаты, которых хотим добиться. Но главное было подготовить всех участников образовательного процесса - детей и учителей, родителей и социальных партнеров. Мы понимали, что на эти результаты никогда не выйдем, если у нас не будет помощников.
Родители волновались: если на смену ЗУН приходят УУД, то больше не будет знаний, умений, навыков? Что это такое вообще - «универсальные учебные действия»?
- Государственный стандарт содержит ядро, базу знаний, которая требуется каждому ребенку, - объясняли педагоги первой на круглых столах, родительских собраниях. - Но кроме этого каждый может получить те же знания, умения, навыки сверх базы, на более высоком, продвинутом уровне.
Ведь все дети разные: возможности, уровень внимания, логика. Кто-то схватывает быстро, кому-то надо осмыслить. Своя траектория познания у всех. И именно ФГОС позволяет построить для всех без исключения индивидуальный образовательный маршрут. Учитель видит, что ребенок освоил, что западает, отмечает моменты, на которые нужно обратить внимание. При сегодняшней безумной нагрузке педагогов это как раз очень возможно. Проводит проверочные работы и уже видит, где провал - в познавательном ли, регулятивном ли аспекте.
- Универсальные учебные действия формируются не только в ходе урочной деятельности, но и внеурочной тоже: на каждый класс у нас по 8 часов такой деятельности, - продолжает Лариса Викторовна. - Мы ведь прежде давали общие умения, а теперь у ребенка появилась возможность извлекать информацию, искать. Не сразу родители поняли, что же хорошего в том, что учитель больше не хочет выйти к доске и выдать биографию Пушкина, к примеру. Почему ребенок должен сам искать ее? Зачем тогда нужен учитель? А задача учителя не только заинтересовать так, чтобы хотелось сделать что-то самому, но и чисто организационная - например, посадить по парам, по группам, чтобы процесс поиска был эффективным. Стандарты направлены на развитие ребенка. Может показаться, что дети сейчас умеют искать информацию в том же Интернете лучше нас с вами. И это во многом так. Мы сами учимся у детей. Но Интернет, во-первых, не единственный источник. Есть энциклопедии, учебники, газеты… Что именно искать, зачем - тут направление задает педагог. Служит координатором, не ретранслятором. Каждый урок мы теперь рассматриваем как мини-проект.
У учеников первой школы есть право выбора даже в том, как представлять свои работы - на бумаге, на компьютере, на интерактивной доске, на телефоне. В первой хорошая материальная база, ставшая серьезным подспорьем для внедрения ФГОС. Здесь давно поняли, что более 80% информации дети воспринимают зрительно, поэтому используют карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, CD/DVD-диски. В 4‑х классах на уроках идут видеосюжеты с помощью телевизоров и приставок. Помещение школьной библиотеки оборудовано читальным залом для самостоятельных занятий. Для образовательного процесса есть более 60 компьютеров, причем 18 ноутбуков - из передвижного класса, интерактивные доски и прочее. Все компьютеры завязаны в локальную сеть, но их все равно мало. Вопреки расхожему мнению, что сотовые в школе только вредят, здесь они служат делу. Детям всегда доступен безлимитный Интернет, они выходят в него на уроках, если это требуется, и это очень удобно. Есть и предметные кабинеты, оснащенные современным оборудованием.
Многое из этого богатства сельская школа заработала самостоятельно - с помощью тех же инноваций. Дважды выиграли гранты национального проекта «Образование». Поняв, что это возможно, стали браться за любое стоящее дело. В начале учебного года, к примеру, школа №1 одна из четырех в Омской области выиграла грант по линии Олимпийского комитета. Его президент Александр Дмитриевич Жуков сам звонил, благодарил за хорошую программу развития сельского спорта. На грант купили оборудование для настольного тенниса, волейбольные, баскетбольные мячи. Платные услуги здесь тоже есть, но это не основной способ заработка - в селе другой менталитет, другой уровень доходов, чем в городе. Самое востребованное направление - подготовка к школе, к примеру, обходится родителям всего в 350 рублей за месяц. А подготовка к ЕГЭ бесплатна, и вопреки расхожему мнению сельские ребята получают высокие баллы на экзаменах без репетиторов.
- За 36 лет моей работы, из которых 9 по стандартам, мне есть с чем сравнить, - признается Савченко. - Я вижу, что дети стали другими. Развиваются коммуникативные способности, научились работать в команде, моментально включаются в действо, анализируют прекрасно!
Проектной деятельностью в первой школе увлекаются давно, еще до того как ФГОС сделал ее обязательной. Каждый год ученики первой участвуют в работе Омского молодежного бизнес-инкубатора «Точка роста». Точнее, учебе - «Точка роста» дает ребятам от 14 до 18 не только экономические знания, но и практический опыт в области предпринимательства. И теорию, и практику проходят прямо в школе - каждый месяц из инкубатора приезжают преподаватели, чтобы провести деловую игру или тренинг. Дети даже зарабатывают деньги - ТоРы, которые в конце учебного года конвертируются в рубли. А практика заключается в том, что школьники под руководством своего учителя создают командные бизнес-проекты, включающие анализ конъюнктуры рынка, конкурентных преимуществ, экономическое и финансовое обоснования, а также необходимые расчеты. И все эти детские проекты могут стать основой своего дела. В прошлом году в номинации «Агробизнес» среди ребят всей области, предложивших массу полезных для своих поселков проектов по сбору дикоросов, разведению грибов, обустройству пасеки, победил самый оригинальный и полезный - четверо учеников школы №1 решили поднять производительность районных почв, организовав ферму «Сибирский червяк».
Проектов в школе реализуется множество - и творческих вроде изготовления декоративных цветов и брошек, и социальных, таких как помощь старикам - вынести мусор, убрать во дворе. Несмотря на большую учебную загрузку, с каждым годом вовлекаются все больше детей без всякой «обязаловки».
В этом году школа осваивает третью ступень ФГОС, предусматривающую профориентационную подготовку. Двумя классами - гуманитарным и естественно-научным - дело не ограничивается. Разработана программа «Ориентир» для учеников 5‑11‑х классов, включающая и учебные занятия, и проекты, и кружки, и работу в детских объединениях.
Неудивительно, что именно первая стала стажировочной площадкой по инновациям. За три года ее педагоги обучили уже более сотни коллег из Любинского, Марьяновского, Саргатского районов.
- Растут дети, с ними растем и мы, - считает Лариса Викторовна Савченко. - У педагогов появляется опыт, есть чем поделиться. Нам помогло, наверное, то, что директор Людмила Рувимовна Ганенкова сама сразу приняла стандарт и нас настроила так же. Как выяснилось, федеральный государственный стандарт, несмотря на свое название, создает большое творческое поле для педагога. Беда, что школы стареют, стажисты принимают новые формы не всегда. Многим проще зайти в класс и выдать тему, как автомат, - из года в год одно и то же. И дело не в возрасте, а в инерции, безразличии. Но если человек мыслящий, увлеченный делом, ему легко войти во ФГОС. Творческий человек найдет пути раскрыться самому и раскрыть детей. Думаю, то, что федеральный государственный стандарт стал неким испытанием, - это плюс. Остаются именно те, кто достоин работать в современной школе.

Омская область