Валерий МАКАРСКИЙ, директор гимназии №2, Тосно, Ленинградская область:
- Меня как руководителя больше беспокоит не столько новая модель аттестации, сколько вопрос, кого мы будем аттестовывать по ней в ближайшие годы. Средний возраст педагогов 50‑70 лет. С уходом учителей физики, математики и русского языка заменить их некем. Если учителей других предметов (начальная школа, биология, география, музыка, иностранные языки) мы проводим через переподготовку, и это дает хорошие результаты, то с учителями основных предметов, по которым дети сдают ЕГЭ, испытываем дефицит. Есть, конечно, учителя в других регионах России, готовые переехать в Ленинградскую область, но им нужно жилье.

Ольга КОВРУ, председатель Совета молодых педагогов при Карельской республиканской организации Общероссийского профсоюза образования, Петрозаводск:
- Новая модель аттестации тесно связана с построением национальной системы учительского роста. Проект вертикальной карьеры предполагает возможность занятия учителем, демонстрирующим необходимый уровень квалификации, новых должностей - старшего учителя и ведущего учителя. Мне кажется, что для этих функций есть должность методист, старший методист, почему бы эти должности не использовать в школе? И еще важный момент. Если вводить новые, более высокие должности, то нужны и более высокие ставки. Поскольку сегодня не во всех школах учителям платят за первую и высшую категории, сложно поверить в то, что найдутся средства на новые должности.

Ольга ГОНЧАРОВА, учитель русского языка и литературы лицея «Многоуровневый образовательный комплекс №2», Воронеж:
- Если говорить о нашей региональной системе аттестации, основное, чем она отличается от прежнего варианта, так это формой подачи. Теперь все документы можно подавать в электронном виде. Заходишь на сайт аттестации Воронежского областного института развития образования, регистрируешься, представляешь свои результаты и достижения, отвечаешь на вопросы, отправляешь и ждешь ответ. Через недолгое время там же можно узнать решение. То есть все через компьютер. Это очень удобно.

Мария Н., учитель русского языка и литературы, Новгородская область:
- Ничего не знаю. Руководство нашей школы ждет информацию от вышестоящих органов. Лично я не одобряю идею аттестации в принципе. Считаю, что, если человек получил диплом педагога, этот документ сам по себе должен автоматически давать характеристику знаниям и умениям его владельца.

Ольга Т., учитель русского языка и литературы, Дзержинск, Нижегородская область:
- Про новую систему аттестации слышала краем уха. На днях услышала от коллег из другой школы нашего города, что в 20‑х числах июня они будут аттестоваться по-новому. Вот от них надеемся что-то узнать. Не заметила, чтобы они как-то волновались и особо переживали. Наверное, от аттестации они не ждут ничего страшного.