Многие педагоги ставят перед собой вопрос: как можно реализовать эту цель и задачу? Для меня как учителя, который является руководителем класса старшеклассников, этот вопрос более чем актуален, поскольку именно моим ребятам в самом недалеком будущем предстоит взять на себя ответственность за будущее своей страны. Будут ли они способны активно проявить себя в различных сферах общественной жизни, достойно служить России? Я уверена, что моим воспитанникам эта важная задача по плечу! Для этого многое уже сделано, и эта работа продолжается. Вместе с учениками 9-го «Д» класса мы определили ключевые ее направления.
Историческое воспитание, на наш взгляд, является необходимым, так как без прошлого у человека нет будущего. Мы участвовали в городском проекте «Россия - моя история» и посетили интерактивные выставки «Династия Романовых», «От великих потрясений к Великой Победе». Очень понравилось участие в реконструкции битвы под Москвой в военно- историческом комплексе «Снегири», более раннюю историю изучали в Коломне при встрече с ратоборцами и на интерактивной экскурсии в Коломенское «День при дворе Алексея Михайловича».
Духовно-нравственное воспитание. И здесь наши приоритеты заключаются в волонтерской деятельности. Мы участвовали в акции «Посади дерево» (озеленение дворов Северного округа), патронаже одиноких пенсионеров района Восточное Дегунино. А в музее «Преодоление» увидели силу духа русских людей.
Политико-правовое воспитание направлено на формирование представления о государственном устройстве, участии в общественно-политических событиях. Для этого мы прослушали лекцию в МГУУ Правительства Москвы и узнали о работе всех государственных и хозяйственных структур города, были на экскурсии в Государственной Думе и увидели работу парламентариев. Приняли участие в городском конкурсе «Письмо президенту», где представили свое видение будущего России.
Патриотическое воспитание реализовывалось через встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла Восточного Дегунино, участие в городском проекте «Не прервется связь поколений», где учащимися были написаны эссе о подвигах их прадедов во время войны. Также ребята прошли в строю Бессмертного полка в день Победы. Не прошли бесследно и урок в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе и экскурсия в музей «Обороны Москвы».
Трудовое воспитание реализовывалось через профориентацию и проект «Университетские субботы» Учащиеся узнавали особенности разных профессий и возможности их получения. Очень полезным оказалось посещение предприятий с мастер-классами: пекарня «Волжский пекарь», хладокомбинат «Чистая линия» и производство гжели «Синь России».
У меня как классного руководителя есть четкое понимание, что, для того чтобы сформировать гражданскую позицию, ребята обязательно должны пройти следующие ступени:
    «Я и я». Формирование гражданского отношения к себе, потребности в самообразовании, воспитании своих моральных качеств. В связи с этим ученики активно участвуют в предметных олимпиадах, Тотальном диктанте, организуют и проводят для дошкольников познавательные викторины «Лепестки науки». На классных часах обсуждают вопросы: «Кто я такой? Мое место в коллективе?».
    «Я и семья». Формирование гражданского отношения к своей семье, уважения к членам семьи. Совместные мероприятия и экскурсии помогают найти общие интересы двум поколениям.
    «Я и культура». Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие их творческого мышления, формирование понимания значимости культуры и искусства в жизни каждого гражданина. Здесь можно говорить об активном участии класса в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы», где ребята ежегодно одерживали победу; работе в жюри XXI фестиваля мировоззренческого кино «Параллели и меридианы: неизведанные миры», проходившего в музее А.С.Пушкина; выступлении на празднике Славянской письменности и культуры в музее А.С.Пушкина; посещении московских театров.
    «Я и школа». Формирование гражданского отношения к школе, потребности учащихся в постоянном пополнении своих знаний. Здесь следует отметить участие в школьном самоуправлении, в организации и проведении общешкольных мероприятий: Первое сентября, фестиваль инсценированной военной песни; представление школы на городских мероприятиях: «Историко-литературная олимпиада «Поэзия эпохи»», «Кубок героев», «Школа безопасности».
. «Я и мое Отечество». Формирование гражданского отношения к Отечеству, развитие общественной активности учащихся, воспитание в них сознательного отношения к народному достоянию, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданности Отчизне, готовности к защите ее свободы и независимости; воспитывать чувство гордости за свою страну. Данная ступень является обобщающей, и все проведенные мероприятия в той или иной мере имеют к ней отношение. И знание, и история, и патриотизм, и нравственность, и труд гармонично сочетаются в понятии «Отечество».
Считаю, что наши совместные дела направлены на развитие гражданской позиции учеников и формируют важнейшие для человека качества личности: патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье); гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране); активную жизненную позицию; нравственность; творчество (как раскрытие способностей, креативность, самоопределение).
Уверена, что сегодня от активной гражданской позиции молодежи, от ее социально-политической и духовно-нравственной ориентации во многом зависит судьба обновления российского общества. Условием жизнеспособности общества и его прогрессивного развития являются позиция и деятельность молодежи в настоящем и будущем. Какие ценности принимает, а какие отвергает современная молодежь, как они соизмеряются с ценностями старших поколений, осуществляется ли преемственность традиций - это важные вопросы, без ответа на которые, на мой взгляд, не решить проблемы не только формирования активной гражданской позиции выпускника школы, но и общей гражданской культуры и личности в целом.

Вера МУХИНА, руководитель 9-го «Д» класса школы №1794