Одной из визитных карточек столичного образования по праву является проект «Инженерный класс в московской школе». Цифры говорят сами за себя: почти 100 школ - участников проекта, расширяющийся список претендентов, научно-практические конференции, инженерные конкурсы, предпрофессиональная олимпиада и предпрофессиональный экзамен. Конференции, конкурсы и олимпиады способствуют популяризации предпрофессионального инженерного образования среди молодежи, открывают возможности для представления экспертному сообществу и коллегам результатов своей работы над решением кейсовой инженерной задачи или реализации инженерного проекта. Однако мероприятия подобного вида не позволяют, на наш взгляд, оценить уровень сформированности компетенций каждого ученика, которые являются планируемым результатом образовательной траектории ученика инженерного класса. В конкурсах и конференциях есть победители (призеры) и участники и нет количественной и качественной детализации их результатов.
Оценка же качества подготовки всех выпускников инженерных классов осуществляется посредством предпрофессионального экзамена в апреле-мае последнего для учеников учебного года. Экзамен позволяет получить экспертную оценку знаний выпускника по профильным дисциплинам, например по физике, математике, информатике, а также практических умений (компетенций) по направлениям: исследование, конструирование, программирование. Для проверки теоретических предметных знаний используются задачи оригинальной аранжировки, требующие применения знаний из нескольких предметных областей. Практические навыки проверяются в ходе решения кейсовых задач по вышеуказанным направлениям. Предпрофессиональный экзамен действительно является адекватным инструментом оценки качества оригинальных для предпрофессионального инженерного образования компетенций. Однако опыт участия в экзамене 2016-2017 и 2017-2018 учебных годов позволяет высказать нам соображения, касающиеся его усовершенствования. При этом основная идея экзамена и концепция сохраняются.
Основой апгрейда является организация на площадках IT-полигонов мероприятий по проверке компетенций школьников по расширенному списку направлений: мобильная робототехника, электроника, программирование, 3D-моделирование, прототипирование, мехатроника. Инструментарием для оценки качества результатов предпрофессионального образования являются кейсовые задачи, банк которых расширяется и корректируется при активном участии вузов - участников проекта «Инженерный класс». Экспертами на данных мероприятиях должны стать представители вузов и предприятий партнеров. Распределение мероприятий по площадкам в течение всего учебного года позволит использовать накопительную систему баллов за различные компетенции для каждого ученика. Такой подход позволит равномерно распределить нагрузку по времени на весь период обучения в 10-11-х профильных классах и избежать перегруженности последних месяцев выпускного класса. Ресурсная база IT-полигонов позволит организовать не только контрольные мероприятия, но и погружения по «прокачке» практических компетенций. Такая технология хорошо коррелирует с одним из инструментов, описанных в проекте Стратегии-2025 как РОСТ. По аналогии со сдачей норм ГТО определенный итоговый рейтинг выпускников может быть отмечен специальными знаками юного инженера, а индивидуальный рейтинг импортирован в базу «Абитуриент» для конвертации вузами в баллы, начисляемые за дополнительные достижения. Можно предложить рассмотреть возможность упразднения теоретической части предпрофессионального экзамена, так как ее функционал успешно выполняют ЕГЭ и независимые диагностики по профильным предметам. Но при этом учет «инженерного портфолио» может вестись только при преодолении минимального порога на ЕГЭ по профильным предметам, например, в 65 баллов. Крайне важным в идее апгрейда является увеличение веса дополнительных баллов, которые выпускник инженерного класса может получить при поступлении в технический вуз, до 25-30 баллов.
Необходимо отметить, что перезагрузка предпрофессионального экзамена с описанным выше апгрейдом может быть проведена с нового учебного года только для учеников 10-х инженерных классов, а ученики 11-х классов должны иметь право выбора прохождения испытания в любой версии.

Антон МАРКО, кандидат физико-математических наук,
Сергей ЛАКОМКИН, учителя школы №2098