Сначала я представляла все это как игру. Настоящую игру с большим количеством участников и предметов. В школе никогда до этого учебного года не работало детское самоуправление. Многие учителя находились в растерянности и не представляли, что это такое и зачем это нужно.
Хорошо изучив общедоступный материал в Интернете, мы с учителями договорились под командой ученического самоуправления понимать команду активных ребят, занимающихся реализацией инициатив обучающихся; команду, представляющую интересы ученического сообщества.
Информация о создаваемой команде очень быстро распространилась среди обучающихся: они будто ждали момента, чтобы им предложили направить свою активность в общее дело. Первым делом мы собрали общешкольную конференцию, в которой приняли участие самые активные ребята каждого класса. Общее решение - организация выборов президента ученического самоуправления. Задача особенно сложная для новичка в этой области! Но мы решили довериться интуиции.
Предвыборная программа состояла из следующих заданий: нужно было совершить доброе дело, придумать проект, провести агитацию. Кто-то из них сразу понял серьезность ситуации и решил, что ему это не по душе, а кто-то, наоборот, решил идти до конца! Таких ребят было больше.
Внутри команды мы распределили функции: президент координирует работу всей команды, представляет опыт работы на городских конференциях, выражает потребности ребят на заседаниях управляющего совета школы; правительство - его составляют кандидаты на пост президента школы. Сегодня потенциал этих активных ребят используется для развития конкретных направлений деятельности. Есть и глава отдела координации проектов - собирает и анализирует все идеи ребят из каждого класса, выбирает возможные к реализации, додумывает и вносит предложение о проведении дела, например конкурсы зимнего оформления школы или классных уголков. Есть и глава отдела образовательных проектов - вместе с обучающимися придумывает, как сделать обучение интересным. Буккроссинг на каждом этаже школы, акция «Бумажный бум», дискуссионные киноклубы - все это и многое другое уже реализованные проекты, работающие над повышением качества образования в школе! Есть и глава отдела волонтерской работы - участие обучающихся в мероприятиях Мосволонтера, сбор заявлений на выдачу личных книжек волонтера, проведение «добрых» мероприятий (например, сбор корма для приюта бездомных животных района Восточное Дегунино) - все это функции отдела!
Актив школы - ребята, без которых не обходится ни одно школьное мероприятия! Они добавляют в него яркие краски и креатив!
Сегодня команда ученического актива «Доспех» - это более 35 активных ребят, посещающих межрайонную школу актива; это генератор новых идей, например, ребята сами организуют работу клуба «Сто вопросов взрослому», приглашают гостей (среди них глава управы Восточное Дегунино В.А.Коль, председатель Ассоциации столичных выпускников О.А.Беляев, председатель Комиссии по образованию Московской городской Думы А.И.Молев, директор ГБУ «Лаборатория путешествий» М.Д.Шпаро), проводят заседания и вместе выбирают, кого пригласить в следующий раз; это победители и участники различных мероприятий ГорЦентра и «Лаборатории путешествий»! Для этих ребят в школе организовано собственное пространство - кабинет ученического самоуправления, где каждый день они собираются и совершают открытия!
Наши ученики - практически все жители Восточного Дегунина. Мы имеем уникальную возможность через проекты нашей команды в целом влиять на культурную жизнь района, влиять на экологическое состояние территорий! Мы еженедельно организуем выставки детских рисунков о правилах дорожного движения, здоровом образе жизни в доступности для всех жителей района! Мы активно собираем использованные батарейки и сдаем их на утилизацию! Мы большим количеством выходим на субботники, чтобы сделать наши территории и парки красивее!
Мы еще молодые, нам нет еще года, но мы стараемся, мы учимся, мы развиваемся! И развиваться мы будем еще долгое-долгое время, пока это будет оставаться актуальным.
Оканчивая школу, активисты команды ученического самоуправления будут уметь четко представлять и отстаивать свои идеи, публично выступать и вести дебаты, быть лидерами и вести за собой других!
И тут мы поняли, что «игра» стала серьезной частью жизни каждого из нас...

Анна ГАВРИЛОВА,
куратор ученического самоуправления школы №1678 «Восточное Дегунино»