Многие годы домашние задания в учебных заведениях были частью образовательной программы. Необходимость повторить полученные знания воспринималась всеми как важная часть закрепления имеющихся знаний, однако сейчас, в век просвещенного образования, многие задаются вопросом:  насколько важна практика домашнего задания обучающимся?
Зададим вопрос самим учащимся: можно ли успешно учиться и при этом не готовиться к урокам дома? Мнения учащихся расходятся. Безусловно, есть учащиеся, которые считают, что можно отменить домашние задания, и приводят следующие аргументы: некоторые  ученики просто переписывают ответы с ГДЗ или у одноклассников перед уроками; у кого-то  есть репетиторы, которые выполняют домашнее задание вместе с учениками, а последние не могут объяснить на уроке, как они это сделали; выполнение домашних заданий требует много времени,  и у не остается времени на собственные увлечения.
Однако им возражает другая сторона, которая считает:  что обязательно нужна дополнительная тренировка для отработки определенных навыков; дома больше времени, чтобы разобраться с материалом, который проходят на уроках; выполнение домашнего задания учит самодисциплине и ответственности за свой труд; домашнее задание - это возможность расширить свои знания, так как дома доступны разные источники информации.
Среди учащихся оказались и такие, кто полагает, что домашнее задание в младшей и средней школе нужно оставить обязательным для всех, а вот в старшей школе его следует задавать только по профильным предметам, тогда у учащихся появится заинтересованность в самостоятельном выполнении задания. А еще учащимся хотелось бы иметь консультанта, который помогал бы направлять ход мыслей в нужное русло, а не выполнял за них задания.
Анализируя ответы учащихся, можно прийти к выводу, что большинство за то, чтобы домашние задания оставались в школе, так как они играют важную роль в закреплении пройденного на уроке материала и дают учащимся возможность проявить свои творческие способности.
Теперь несколько слов о «полной занятости», предусмотренной образовательной системой. Как правило, она достигается именно с помощью домашнего задания, так как это самый простой способ организовать  внеурочное время  школьников. Но ведь это не всегда работает. Нередки случаи, когда утомленный за день мозг просто не способен к дополнительным усилиям в вечерние часы, что ведет к падению общей успеваемости по предмету. И если контроль со стороны родителей должен помочь младшим школьникам с грамотным распределением внеучебного времени между отдыхом и домашним заданием, то проблема учеников старших классов школы - в чрезмерной утомляемости. Грань между ответственностью и гиперответственностью, спокойствием и паникой, которая неизбежно наступает в условиях сжатых сроков, а также между необходимостью сделать все в последний момент и продуктивным распределением отведенного времени, к сожалению, пока не определяется старшими учащимися, и это еще одна проблема.
В качестве ее решения педагогам предложено укладываться в рамки фиксированного объема домашнего задания, чтобы не перегружать учащихся старшего возраста. Но не всегда получается верно рассчитать время, которое тратит конкретный ученик на выполнение домашнего задания, так как учащиеся разные по способностям, усидчивости и возможностям концентрации.
Проблему домашнего задания, конечно же, так просто не решить, здесь есть над чем подумать и учащимся, и родителям, и учителям.

Антонина АРЕФЬЕВА, Елена ГОРЯЧЕВА, учителя иностранного языка школы №656