Два года назад моя старшая дочь окончила школу, и могу сказать, что все 10 лет обучения я училась вместе с ней. Мы совместно готовили исследовательские проекты, читали одну и ту же литературу, чтобы обсуждать на досуге, вместе подготавливались к ГИА, ЕГЭ и олимпиадам по экономике, размышляли о назначении тех или иных школьных предметов или заданий. Сейчас моя дочь успешная студентка одного из ведущих вузов России. К чему это я? Наверное, к тому, что, как бы кардинально ни менялось образование в нашей стране, по моему мнению, ключевая роль в образовательном процессе и сейчас, и в будущем все равно остается за родителями.  В связи с этим хочется посоветовать тем родителям, которые считают, что в школьном возрасте жизнь ребенка принадлежит школе, поэтому пусть школа ребенком и занимается, поменять свое отношение к процессу образования: перестать быть пассивными наблюдателями, а стать активными участниками образовательного процесса. На этом принципе, например, построено обучение в 1-м университетском классе нашей школы, где учится моя средняя дочь.  Родители 1-го «У» класса совместно с педагогами и администрацией школы принимают участие в разработке траектории дальнейшего обучения своих детей.  Разве мы могли о таком мечтать несколько лет назад? Наша школа все больше и больше вовлекает нас в совместную деятельность, проводя конференции для родителей, дни дополнительного образования с мастер-классами, в которых родители участвуют наравне с детьми.  В ближайшее время для нас, родителей 1-го «У», будет проведен семинар по проектной деятельности. Я в очередной раз учусь вместе с ребенком и рада, что в моем классе так много родителей-единомышленников, которые не боятся новшеств и экспериментов.  А их за последнее время в образовании становится все больше и больше - объединение школ в комплексы, электронный журнал, индивидуальные планы обучения, профильное школьное обучение, переориентация на другие знания, рейтинговая система оценки школ, повсеместная информатизация... Школа старается ни на шаг не отстать от веяний времени. А самое главное -  мы, родители, видим, что наши дети становятся ключевой ценностью для школы. Меняются и главные задачи школы: не загрузить в детские умы как можно больше разных знаний, а дать качественные знания, научить учиться, самообразовываться, заучивание заменить пониманием, возможностью самим логически приходить к определенным выводам. В этой связи вспоминается учебный предмет, который преподавался у старшей дочери в школе в 10-11-х классах и назывался «Теория познания».  Необычный урок для обычной школы, но, на мой взгляд, один из самых нужных. Ребята учились аргументированно отстаивать свою точку зрения по разным мировоззренческим вопросам. И пусть их мнения не совпадали с общепринятыми, с мнением учителя. Важно было найти свое понимание и «знание».
Знакомясь с положениями разрабатываемой программы развития московского образования, я неожиданно для себя поняла: а ведь нашу школу, как и некоторые другие аналогичные, уже можно практически назвать школой будущего. Ведь что предлагается в рамках Стратегии-2025? Перечислю самое основное. Это, во-первых, система «ПОТОК» с персональными образовательными траекториями. Дети в нашей школе уже сейчас имеют возможность выбрать индивидуальный план обучения, сделать упор на нужные для себя, для будущей специальности предметы.  Во-вторых, система «РОСТ», в результате которой у каждого ученика будет формироваться итоговое портфолио выпускника. В настоящее время достижения детей на олимпиадах, международных конкурсах, в спортивных соревнованиях фиксируются в базах данных и учитываются при поступлении в вузы. В-третьих, система «Урбошкола» - посещение школьниками уроков в колледжах и вузах. Например, ребята инженерного класса школы уже занимаются практическими занятиями на базе одного из колледжей нашего района, а также проходят практику на крупнейшем заводе Москвы - ЛЭМЗ. С партнерами школы - ведущими вузами - проводятся совместные мероприятия, даже первоклассники 1-го университетского класса уже побывали на занятиях в МИСиС! В-четвертых, система «Город - школа», предполагающая открытость социокультурной среды города для образования. И как пример внедрения системы в жизнь уже сейчас   завоевывающая все большую популярность в столице метапредметная олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы». В нашей школе многие классы не только поучаствовали в этой олимпиаде, но и стали победителями и призерами.
Подводя итоги, я с уверенностью могу сказать: мой ребенок практически уже сегодня учится в школе будущего. Конечно, будут и другие изменения - отмена классно-урочной системы, замена системы оценивания знаний, изменение структуры урока, роли учителя... Утвержденная стратегия будущего образования позволит создать новые условия не только в школах, во главе которых стоят директора-новаторы, они не боятся изменений и экспериментов, но и во всех школах Москвы. От нас, родителей, требуется по возможности принять активное участие в обсуждении деталей стратегии и поддержать процесс реализации нововведений, а где-то и помочь.
Что могу пожелать разработчикам новой образовательной стратегии лично от себя... На первое место все-таки поставить вопросы духовно-нравственного воспитания и развития школьников в образовании будущего.  А почему бы за каждым образовательным комплексом не закрепить шефство, например, над определенным близлежащим детским домом? Дети должны учиться сопереживать, помогать ближним людям не только на словах, но и на деле.
В заключение хочется сказать, что все мы, несомненно, понимаем, что образованные люди - это основа государства, его стабильности и процветания. И от того, какова наша образовательная система сейчас, зависит будущее России через 20 лет. Так давайте построим это будущее все вместе!

Марина АКИМКИНА,
мама ученика 1-го класса школы №1631