Труппа откликается с удовольствием. Почему-то начинают с возраста: 21, 24, 35… Актеры станут старше, но не перестанут быть детьми. Они не обычные, а «солнечные»: ребята с синдромом Дауна. Уже не новички в искусстве: театр создан в 2015 году по инициативе Натальи Мишениной, директора омской региональной общественной организации инвалидов «Планета друзей».
- Давайте вспомним поговорки, - предлагает режиссер. Егор Уланов - 32‑летний актер Омского драматического театра, как пишут в прессе, «самый харизматичный артист драмы». Режиссеров в театре вообще-то двое: Егор и его коллега Игорь Костин, не менее молодой и успешный, но сегодня он занят в спектакле. В 2016 году Наталья Мишенина предложила молодым артистам попробовать себя в новом качестве, и первое время они сомневались.
- Страшно было очень, - вспоминает Егор. - И это мягко сказано. Главное - страшно быть ненужным. Я не понимал, что мы можем дать ребятам. Мы же не педагоги, не дефектологи. Но потом начали помаленьку, без требований, спокойно. И поняли, что можем быть вместе. Самое удивительное - оказалось, что мне они дают, кажется, больше, чем я им. Учат нас многому. Например, не скрывать свои эмоции, не копить обиды, как мы это делаем обычно, чтобы потом их выплеснуть дома на родных. Недоволен? Ты это показал, все поняли, как-то изменили что-то, и мы идем дальше налегке. Ребята, вы на кого обижаетесь?
Ребята дружно пожимают плечами. Они не держат обид. Не потому что не помнят - театральная деятельность подтверждает, что текст они заучивают без особых проблем. Просто им это не нужно: «солнечным» детям всегда светит солнце. Синдром Дауна изучается с 1866 года, и ученые утверждают, что люди, им обладающие, медленнее развиваются, почти всегда отставая в физическом, умственном и психическом развитии от сверстников. Но главное, к чему пришла наука: «солнечные» дети получают очень ценный подарок от природы - прекрасные душевные качества. Они наделены неподдельной добротой, неспособностью отвечать злом на зло, а еще экстрасенсорной интуицией.
- Я поражаюсь их доброте и чуткости, - восхищается Егор. - Удивительно чувствуют нас с Игорем. Делаешь вид, что ты в хорошем настроении, ведь надо вести урок, и ребята не виноваты, что у меня что-то пошло наперекосяк. А минут через десять замечаешь, что они начинают хмуриться и грустить. Сначала голову ломал, в чем дело. Потом понял - они «считывают» мою внутреннюю энергию, которая прикрыта маской приличия, бодрости. Не знаю, как они это делают, но их не обманешь.
Артисты практически все старожилы общественной организации, созданной десять лет назад тремя омскими семьями. Большинство педагогов «выросли» из мам. По словам директора общества Натальи Мишениной, они более терпимые и терпеливые - понимают, что помочь себе и своему ребенку должен в первую очередь ты сам.
- Поначалу знакомые смотрели на меня с восторгом, будто я подвиг совершаю. Глупости! Никакого подвига. Ребята играют лучше, чем мы с Игорем, - рассказывает Егор Уланов. - Они получают огромное удовольствие от игры в театре, понимаете? Если даже нам, профессионалам, иногда нужно перешагивать через себя, вымучивать какую-то эмоцию, то у них все идет от души, от сердца. Мы ведь именно это и хотим показать - посмотрите, какие они свободные! Много «гастролируем». И не только по детсадам и школам. Не так давно были в Доме учителя, играли для педагогов и студентов педагогических специальностей.
У ребят действительно насыщенная жизнь. Три раза в неделю они приезжают в центр коррекции, развития, сопровождения и реабилитации «Планета друзей». Это их работа, как они считают. Логопед, музыка, театр, швейное, гончарное, столярное дело, рисование, мыловарение… Основное умение - быть самостоятельным - тренируется на кухне: чайник, мойка, микроволновка, разделочные доски - все, как дома. С недавних пор у них появилось свое общежитие в рамках проекта «Сопровождаемая жизнь», реализуемого «Планетой» при поддержке мэрии и Министерства труда и социального развития Омской области. Тут молодые люди с ментальными нарушениями старше 18 лет учатся самостоятельному проживанию без участия родителей: готовить себе еду, организовывать свободное время, убирать комнаты и договариваться друг с другом, чтобы при всем при этом оставаться друзьями и добрыми соседями. Первые семеро - четыре юноши, три девушки - как раз артисты. Это сложившийся, сплоченный коллектив, которому хорошо вместе. Они дружат вместе и по отдельности. И даже есть влюбленная пара - Кристина и Саша. 19‑летняя Кристина - кокетка и умница, 22‑летний Саша Белов - молчаливый и серьезный. Он единственный омич с синдромом Дауна, у которого официально есть работа. Моет кабинеты центра, протирает пыль, носит мусор. Профессиональное образование детям с синдромом Дауна недоступно. Есть училище, где можно выучиться на автослесаря, овощевода, штукатура-маляра, каменщика. Правда, работать по специальности не удается. Одним потому, что тяжелый физический труд людям с синдромом противопоказан, как и химические пары, - у большинства из них проблемы с сердцем. Других просто не берут на работу, хотя люди они исполнительные и ответственные.
- Они очень трудолюбивые, - говорит Егор. - Например, проблемы у актеров были с шипящими, потому что у людей с синдромом Дауна язык вовсе не больше, чем у остальных, как было принято когда-то считать, но меньше размером ротовая полость, поэтому и бывает затруднена артикуляция. Мы учитываем эту особенность. Тренируемся на скороговорках. Ну-ка, ребята, какие скороговорки мы знаем?
Все немедленно начинают шипеть: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Правда, получается не у всех отчетливо. Когда режиссеры подбирают роли, они учитывают в том числе и умение четко произносить слова. Но основное, конечно, желание ребят: роли распределяются почти сами собой. Спектаклей пока поставлено три - сказки «Двенадцать месяцев» и «Слон Хортон. История одного необычного слона» в двух частях. Слон Хортон, которого придумал добрый сказочник Доктор Сьюз, оказался очень близок ребятам. Его отличительная черта - доброта, как и у актеров «Планеты», и они щедро делятся ею с публикой.
- Главную роль Слона Хортона играет Саша Волгин. Первая часть спектакля - это больше пантомима, вторая - слышны голоса. Юля - Кенгуру, Таня - Белочка, Артем, Саша и Юра играют охотников в первой части. Все разные, с характерами. Артем, например, охотник-мечтатель, хочет стать артистом…
Артем вскакивает: сейчас он все покажет. И показывает целую сценку из спектакля под одобрительными взглядами товарищей, которые терпеливо ждут своей очереди продемонстрировать таланты. Публика тоже приняла спектакль с восторгом - «Слон…» шел не только в детских садах и школах, но и на малой сцене Омского драматического театра. Ребята даже выезжали с ним в прошлом году на гастроли в Новосибирск, поздравляя с 15‑летием дружественную общественную организацию «Даун Синдром».
- Иногда возникают грешные мысли: отдохнуть, бросить - работа в драматическом театре занимает много времени, - признается Егор Уланов. - Но потом понимаю, что именно здесь, с ребятами, я как будто набираюсь сил. И потом они меняются! Артем стал лучше говорить, Зину я вообще не понимал. Это если говорить только про внешние признаки. Что касается внутреннего… Если были когда-то проблемы по поводу косых взглядов, они давно их не замечают. У них другое мироощущение. Мы приезжаем на спектакль в село, к примеру, идем в клуб на глазах у публики. Нет, не идем, несем себя: мы артисты! А уж после спектакля - аплодисменты, цветы, конфеты… От конфет даже немножко устали, - смеется Егор.
На литературно-музыкальный концерт, который давали в Омском драматическом театре, Егор Уланов и Игорь Костин пригласили своих. Они хлопали больше и искреннее всех, восхищаясь своими наставниками. Дружно вышли на сцену с цветами…
Кажется, именно тогда у Егора и Игоря одновременно родилась идея: поставить сказку про Муми-троллей по книге финской писательницы Туве Янссон. Потому что это же про них: доверчивые фантастические существа, любящие весь мир и уверенные, что каждый должен быть собой, но никто не должен думать только о себе.