Какой вуз интернациональный?
Этой злободневной теме и было посвящено заседание круглого стола в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня». «Экспорт высшего профессионального образования в мире: какие стратегии работают».
Основатель и управляющий директор QS Quacquarelli Symonds («Квакварелли Саймондс») социолог Нунцио Квакварелли не был в Москве 12 лет. Тем теплее была встреча. Как всегда, подтянутый, не без лоска и со вкусом одетый, «английский итальянец» первым взял слово.
- Экспорт высшего образования - один из приоритетов социально-экономического развития всех стран. С этим связаны стратегии и тактики лучших университетов мира, - начал разговор Квакварелли. - Наша компания с 2004 года занимается составлением рейтингов университетов мира. Мы мотивируем людей на реализацию своего потенциала, содействуем международной мобильности, международному развитию.
«Квакварелли Саймондс» (QS) предоставляет студентам и работодателям максимально объективную информацию о вузах мира, чтобы и те и другие могли добиться своих целей. Мы живем в условиях экономики знаний. Человеческий капитал - главный актив любой страны. Это гораздо важнее, чем нефть, газ, лес, уголь, золото…
В России сегодня есть проект «5‑100». Есть похожая программа по повышению конкурентоспособности университетов в Японии и в Китае. Образование само по себе стало конкурентной средой. Соответственно наблюдается гонка: кто станет лучшим? В особенности это проявляется в сфере университетских исследований. Успешность вуза измеряется в том числе и количеством научных публикаций. Используется индекс цитируемости как показатель производительности исследовательского труда.
- Университеты должны так готовить студентов, чтобы те чувствовали себя уверенно на рынке труда,. могли на нем конкурировать, - подчеркнул социолог Квакварелли. - Мы видим большую проблему. Она касается не только России. Существует немалый разрыв между требованиями работодателей и тем, чему учат студентов в университетах. Многие студенты, оканчивая университет, не обладают так называемыми мягкими навыками лидерства, стойкости, стрессоустойчивости… Именно университеты должны учить студентов этим навыкам.
Успех того или иного университета на образовательном рынке в немалой степени зависит от уровня интернационализации данного вуза. Новая «опция» в оценке вуза - интернационализация университета… Что это такое?
На этот вопрос постарался ответить ректор Российского университета дружбы народов (РУДН) Владимир Филиппов.
- В показателях российских университетов есть обязательный критерий - в них должно учиться не менее пяти процентов иностранных студентов. Для вузов - участников проекта «5‑100» эти показатели намного больше. Иногда эти показатели реализуются не на основе стратегии, а как тактические задачи - просто добиться необходимого количества иностранных студентов и иностранных преподавателей. Забывается самый главный вопрос: а для чего нужна интернационализация университетов? Только для того, чтобы продвинуться в мировом или внутреннем рейтинге? - задал вопрос собравшимся ректор РУДН. И сам на него ответил: - Наверное, нет. Количество не всегда перерастает в качество. Если в вузе 10‑15 процентов иностранных студентов - это еще не интернационализация университета. А вот когда мы интернационализируем оставшиеся 80‑90 процентов и наших преподавателей, и наших студентов, тогда и можно будет говорить о реально интернациональном университете.
Во многих вузах страны (да и мира) стало самоцелью привлечение иностранных студентов и преподавателей. Есть университеты, где 90 процентов - иностранные студенты, например студенты из Китая и Индии. В вузе представлены только две страны. Это интернациональный университет или нет? Есть германо-польский университет, где 90 процентов студентов из Германии и Польши. А этот университет интернациональный? Даже в старейшем университете Каира с 1919 года учится 90 процентов арабов. Его можно считать интернациональным?
- Мы в РУДН не случайно следим за тем, чтобы у нас учились студенты из не менее чем из ста стран мира, - подчеркнул Владимир Филиппов. - В 1990 году у нас учились студенты из ста стран, а с 2012‑м - из более чем 150 стран мира. Нам важно выстроить стратегию, как интернационализировать весь коллектив университета. Всех преподавателей и студентов. Как создать в РУДН англо­язычную среду…
Филиппов с сожалением констатировал, что в Россию едут учиться не самые преуспевающие иностранные студенты. У нас учатся те, кто не прошел по конкурсу в американские, английские, австралийские… университеты.
Эту тенденцию необходимо переломить. Как? Качеством подготовки студентов, высоким уровнем исследовательских работ, частотой их цитирования, международными связями, здоровой саморекламой вузов, участием в престижных рейтингах и продвижением вверх в этих рейтингах, победами в студенческих олимпиадах по математике, физике, химии, географии, программированию…
Правительства зарубежных стран финансируют учебу только тех студентов, кто учится в университетах Топ-уровня. Скажем, страны Латинской Америки оплачивают учебу тем, кто поступил в университет с рейтингом не ниже Топ-500. Экономика стимулирует вузы продвигаться вверх по лестнице престижа...
Какие доходы мы получим от иностранных студентов? Например, университеты Великобритании ежегодно приносят в государственную казну 19 миллиардов фунтов стерлингов.

Рейтинг не цель, а средство
Томск с легкой руки журналистов называют «русский Кембридж». И не случайно.
- Губернатор области поставил задачу развития региона как научно-образовательного центра мирового уровня, как агломерации с высокой концентрацией науки, технологий, бизнеса, - рассказала заместитель губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу Людмила Огородова. - Человеческий потенциал, его накопление в регионе стали ключевой задачей.
В первую очередь регион должен был решать вопросы качества образования. А качество образования - это международные университеты. Формирование таких университетов и стало основной задачей. Университеты в Томске имеют давние научные школы, поэтому они и стали членами Ассоциации вузов, реализующих программу глобальной конкурентоспособности. Таких университетов в Томске два.
Число иностранных студентов, обучающихся в вузах города, за последние 10 лет выросло в два с половиной раза.
Продекларировав создание агломерации с высокой концентрацией науки, в области утвердили программу «ИНО Томск». В этой программе университеты Томска функционально объединены в один консорциум. Вузы объединили усилия на прорывных направлениях науки. Этот опыт томичей будет полезен и другим крупным промышленным центрам России.
Программа «ИНО Томск» предусмотрела и улучшение комфорта университетских кампусов. Это очень важно, учитывая, что в томских вузах учится примерно 28 процентов иностранных студентов. Последние полвека Томск готовил специалистов для Казахстана, уточнила Огородова, поэтому среди студентов лидирует Казахстан. На втором и третьем месте - Узбекистан и Киргизия. Соотношение студентов из стран СНГ и стран дальнего зарубежья составляет 70 к 30 процентам.
- Мы говорим о качественном человеческом потенциале. Задача - через конкурс поступающих увеличить количество студентов из дальнего зарубежья. Для этого в первую очередь нам нужна англоязычная среда, - сказала заместитель губернатора Томской области. - Студент должен видеть свою перспективу в рамках данного проекта. Очень важная часть - программа двойных дипломов. Академический обмен со странами Европы и Северной Америки - важный приоритет. Создавая англоязычную среду, мы не забываем и о том, что продвижение русского языка как инструмента культуры, инструмента традиций - задача первостепенной важности.
Томский университет создавался и рос вместе с научным центром. Это часть Сибирского отделения Академии наук. Формирование научной платформы как основы образования - это тренд лучших университетов мира. Томичи вошли в Топ-200 THE (Times Higher Education) лучших университетов мира и в Топ-QS лучших студенческих городов мира.
Международный рейтинг вузов учитывает шесть основных показателей - это академическая репутация, репутация среди работодателей, соотношение преподавательского состава к числу студентов, цитируемость научных работ, доля иностранных студентов и доля иностранных преподавателей. Изначально англоязычные страны имели преимущество в интернационализации вузов. США, Великобритания, Канада, Австралия воспользовались этим преимуществом. Они более привлекательны для иностранных студентов, но их задел постепенно тает.
- Россия становится все более привлекательной. В России мы видим большие подвижки в исследовательской деятельности. В мире этот показатель увеличился на 12 процентов, а в России - на 30. Канада отстает, Великобритания и США держатся на уровне средних мировых показателей. Это говорит о том, что на международном образовательном рынке появился ряд новых игроков. Они сокращают отрыв от лидирующих стран, - уточнил пожизненный член Кембриджского университета Джон Грин. - Ключевые элементы успеха - это честность, сконцентрированность и гибкость. Надо открыто посмотреть на ситуацию и понять, где сильные и слабые стороны. Отказаться от слабостей и вкладывать туда, где сильны. Нельзя тащить за собой и слабое, и сильное. Надо от чего-то отказываться.
Оптимистичные цифры привел советник руководителя Россотрудничества Дмитрий Гужеля. В прошлом году 100000 иностранных студентов изъявили желание учиться в вузах России. В этом году подано уже более 130000 заявок. Средний конкурс по стране среди иностранных студентов 30‑35 человек на место.
- Видно, насколько поменялся подход студента к выбору университета. Страны, ориентирующиеся на образовательный рынок и на рынок труда, в первую очередь смотрят на рейтинги вузов, - сказал Гужеля. - После того как они сформировали список университетов, смотрят на те образовательные продукты, которые эти университеты готовы предложить. В первую очередь это программы на английском языке и качественная инфраструктура университета.
Выпускники вузов России - посланцы всего мира. По статистике, чуть ли не каждый второй иностранный студент, решивший продолжить образование в нашей стране, последовал совету и примеру своего соотечественника, получившего высшее образование в России. А каждого третьего убедили в этом родители или другие близкие родственники.
Милости просим! Все флаги в гости будут к нам…