В рамках проекта уже апробирована разработанная театром программа курса повышения квалификации «Основы театральной педагогики в школе». В прошлом году его слушателями стали 50 педагогов из Центрального района. В этом году таких счастливчиков 34 человека. При этом, как пояснила директор Информационно-методического центра Центрального района Ирина Липатова, сразу после объявления набора в педагогическую мастерскую от желающих не было отбоя. Своеобразный конкурс составил 3‑4 педагога на место. При этом отбор слушателей осуществляли работники Большого драматического театра им. Г.А.Товстоногова, и это были как групповые собеседования, так и индивидуальные беседы. Для работников театра важной была прежде всего мировоззренческая позиция будущего слушателя, а также желание учиться видеть мир не только в черно-белом цвете.
Нужно заметить, что некоторые слушатели даже просили оставить их на курсе на «второй год», настолько работа в его рамках показалась им интересной. Например, заместитель директора по опытно-экспериментальной работе школы №204 Ольга Миловидова попала в число «второгодниц» и заметила, что это та уникальная ситуация, когда «второгодничество» становится радостью. По словам Ольги Миловидовой, в Педагогической лаборатории БТД учителей не только знакомили с актерскими приемами и упражнениями, но и расширяли общее культурное поле, помогали примерять на себя новые форматы взаимодействия с другими людьми. После двух лет участия в педагогической мастерской Ольга Миловидова поняла, как в целом изменилось ее отношение к школе. «В школе должно быть интересно как детям, так и взрослым», - уверена педагог. Еще одна «второгодница», воспитатель детского сада №85 Дарья Михайлова, также считает, что благодаря педагогической мастерской поняла, что можно работать по-другому - увлекательно и многогранно - как с детьми, так с коллегами и родителями.
Как можно изменить стиль общения, «проиграть» проблему и вместе попытаться найти ее решение, выпускники педагогической мастерской показали на сцене. Например, на основе собранных интервью учителя представили фрагмент документального театра, когда звучат монологи от лица разных специалистов из разных школ. В жанре монолога учителя рассуждали на тему «Права педагога», и многие из этих честных текстов не мешало бы послушать чиновникам из профильного министерства. Также учителя предложили вниманию зала такую форму, как форум-театр, где развили сюжет о молодом педагоге, не желающем натягивать пятерки десятикласснице - дочке одного из завучей школы. При этом с помощью того же зала были пройдены несколько версий развития событий, которые бы помогли погасить конфликт. Однако, как часто бывает в жизни, переломить ситуацию в пользу принципиального педагога все-таки не удалось, хотя на сцену поднимались зрители-педагоги со своим сюжетным рисунком. Активную работу зала в форум-театре остановило только время, иначе вольные инсценировки длились бы до поздней ночи.
В этом и есть главный эффект инновационных форм школьного общения, подчеркивает Ирина Липатова. Людям становится интересно друг с другом, многие вещи, имеющие место быть в школьном коллективе, видятся совершенно иначе, и этот новый ракурс дает возможность нового осмысления и нового решения. Недаром элементы документального театра, форум-театра некоторые руководители образовательных организаций теперь используют на педсоветах. Театр, по сути, помогает педагогике стать искусством.
Как пояснила Ирина Липатова, сотрудничество с БДТ им. Г.А.Товстоногова будет продолжаться, потому что востребованность таких проектов велика.
Набор на курс повышения квалификации «Основы театральной педагогики в школе» на следующий год еще не объявлен, однако учителя уже спрашивают, могут ли они принять в нем участие. И таких желающих - целая очередь.

Нужно заметить, что некоторые слушатели даже просились оставить их на курсе на «второй год», настолько работа в его рамках показалась им интересной.

Как можно изменить стиль общения, «проиграть» проблему и вместе попытаться найти ее решение, выпускники педагогической мастерской показали на сцене. Например, на основе собранных интервью учителя представили фрагмент документального театра, когда звучат монологи от лица разных специалистов из разных школ.

Санкт-Петербург